|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Открытая лекция, посвященная будущему российских городов и методам их стратегирования, состоялась 24 июля в парке искусств МУЗЕОН в рамках летних мероприятий образовательной программы «Новые лидеры территориального развития». Прошедшую в МУЗЕОНЕ дискуссию можно считать попыткой ввести аудиторию в контекст курса «Развитие городской среды и планирование» в рамках образовательной программы «Новые лидеры территориального развития». Участники затронули важнейшие проблемы развития городов, опираясь на российские и зарубежные примеры. Более подробно они будут обсуждаться в течение всего курса. Написанные стратегии городов делаются реальными люди, которые их реализовывают. Это зрелые лидеры, чувствующие город, в котором живут, и умеющие создавать успешные проекты, они готовы к нестандартным решениям и налаживанию диалога между местной властью и городским сообществом. Программа «Новые лидеры территориального развития», разработанная Центром территориальных инициатив «АрхПолис» совместно с архитектурной школой МАРШ и Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, ставит своей целью воспитание подобных специалистов, способных инициировать и воплощать в жизнь системные изменения, направленные на устойчивое развитие городов и территорий. В мероприятии приняли участие: Журавлев Сергей – руководитель коммуникационных проектов «Развитие российских городов» и «Российский дом будущего» медиахолдинга «Эксперт», член Градостроительного совета Фонда «Сколково», координатор Всероссийского конкурса лучших городских практик рейтингового агентства «Эксперт-РА». Желтов Артем – футуролог, аналитик, специалист по долгосрочному прогнозированию, консультант по недвижимости, журналист. Занимается вопросами прогнозирования и развития городской среды, территорий и рынков недвижимости, пишет статьи на соответствующие темы. Директор по стратегическому развитию СПбРООРНиК «Энциклопедия». Енютина Елена – координатор Клуба стратегического развития г. Заречный Пензенской области. Мурунов Святослав - руководитель рабочей группы по разработке бренда Пензы. Урбанист. Владелец и директор группы компаний «КБР. Креативная экономика», старший преподаватель кафедры КМ ПГУ по предметам брендинг, брендинг территорий, коммуникативные технологии. Продюсер фестиваля «ДжазМай». В ходе дискуссии эксперты обсудили способы создания и реализации долгосрочных успешных стратегий развития городов в контексте уже существующего российского опыта и проблем, с которыми пришлось столкнуться. Послушать их собралось немало архитекторов, социологов, активистов, заинтересованных в новых подходах к развитию российских городов и территорий. «Сегодняшняя планировочная практика сконцентрирована на насущных проблемах городов, – очертила ситуацию модератор дискуссии, а также куратор курса «Развитие городской среды и планирование» Ксения Мокрушина – современные российские города не хотят думать о будущем и как-то оценивать свои конкурентные преимущества, позиционировать себя стратегически среди других центров. Так мы загоняем себя в «рамку» догоняющего развития, копируем какие-то практики с Запада, при этом мы их не осмысляем и не знаем, куда они ведут». Теоретическое обоснование проблемам крупных и малых городов России дал в ходе дискуссии Сергей Журавлев, координатор Всероссийского конкурса лучших городских практик рейтингового агентства «Эксперт-РА». Он говорил о разрастании современных мега-городов, куда по-прежнему стремятся люди из глубинки. Первая стадия урбанизации - «вытаскивание» населения из деревни – давно прошла, вопрос в том, какой этап нас ожидает в ближайшем будущем. «Государство не препятствует мега-урбанизации, - считает Сергей, - так как ему, конечно, удобнее управлять сообществами концентрированными, видимыми и понятными, нежели размазанными «пирогом» под названием Россия». По мнению Сергея Журавлева, управление городской средой должны взять на себя жители города, а именно люди, которые гордятся своим городом и не боятся жертвовать себя ему. Кроме того, важная задача стратегии – сделать города известными: «Известными вовне и внутри страны, понятными населению. Необходимо создать прозрачные для горожан механизмы жизнедеятельности, в которых смог бы разобраться любой обыватель». Форсайт – это технология, которая позволяет в данный момент принимать осмысленные решения на 10-20 лет вперед, в том числе в развитии городов и территорий. О применении этой технологии в пространстве города говорил футуролог, аналитик, специалист по долгосрочному прогнозированию Артем Желтов. «Я использую форсайт как «управленческий мем», т.е. работу с далекими временными горизонтами, сценариями развития и их влиянием друг на друга, разными стратегиями движения, в конечном итоге позволяющие сделать сейчас осмысленный выбор в пользу того или иного будущего», – говорит Артем. По его версии, будущее крупных городов трудно прогнозировать, тогда как «малые города – это именно те субъекты в стране, которые имеют осмысленные, разнообразные сценарные варианты развития и могут выбирать себе будущее». По мнению Святослава Мурунова, низовые инициативы и активное городское сообщество являются важной основой для осознания городом своей уникальности и создания живой и рабочей стратегии развития. Так, в Пензе получилось создать идеологию, которая может лечь в основу городской стратегии. «Российский учёный и урбанист Вячеслав Глазычев говорил, что город – это городские сообщества. Мне стало интересно, что это и есть ли они в городе. По результатам исследований стало понятно, что городские сообщества в городе есть, но они все очень разрозненные и полноценную стратегию развития города по своей инициативе сформировать не смогут». Постепенно сформировалась идеология Пензы как города личных инициатив, поддерживаемых городскими сообществами». Провозгласив эту идею, Святослав и его команда начали ее самостоятельно реализовывать, придумывая и создавая в городе публичные проекты и мероприятия с открытым оргкомитетом, в котором мог поучаствовать каждый. Так, из года в год в Пензе начали появляться креативные и фестивальные площадки, где городские сообщества и горожане могут взаимодействовать друг с другом. Это городской джазовый фестиваль, арт-субботник, общественная уборка мусора и т.д. Сегодня количеству культурных и образовательных мероприятий в Пензе может позавидовать любой город-миллионник. Ярким примером успешного взаимодействия власти и жителей, где инициатива создания стратегии исходила со стороны власти, является город Заречный Пензенской области, в прошлом существовавшего в режиме закрытого города. Кейс представила Елена Енютина, координатор Клуба стратегического развития Заречного. Здесь стратегия развития была предложена мэром, а затем трансформировалась, вобрав в себя инициативы местных жителей. В Заречном, городе с избыточной социальной инфраструктурой, прекрасной экологией и низким уровнем преступности, но с практически полным отсутствием развитой экономики, в 2011 году появился Клуб стратегического развития. Было выбрано три направления развития: «Заречный – город с лучшей эко-системой», «Заречный – креативный парк», «Заречный – инжениринговая долина». Сегодня Клуб стратегического развития существует как открытая площадка, куда может прийти любой житель города и предложить свою идею. Так, с непосредственным участием жителей здесь реализуются проекты по созданию вело-инфраструктуры, приспособления города к нуждам инвалидов, благоустройство парковых и придомовых территорий и другое. Стратегия города, написанная зачастую для начальства и объясняющая формальности развития для инвесторов и чиновников, начинает работать только с появлением возможности для людей трансформировать среду самостоятельно. Сделать стратегию популярной среди жителей города можно начав с малых, отвечающих интересам жителей дел, при этом двигаясь к масштабным изменениям, требующим вовлечения всего городского сообщества. Начало обучения по программе «Новые лидеры территориального развития» – октябрь 2013 года. Подать заявку на программу. Контактная информация: Золотайкина Татьяна Координатор образовательной программы e-mail: [email protected] Тел. /факс: +7 (495) 663 9132 |
>> все новости |
|||
|
Использование информации с сайта возможно только в формате внешней ссылки на материал, размещенный на сайте www.ec-a.ru. Максимальный объем материала, который может быть размещен на другом интернет-ресурсе: название, дайджест (summary), одна картинка и активная ссылка на страницу текста. Размещение полной статьи возможно по согласованию с главным редактором. |
|
дизайн — |