Классические города как образ креативного класса
|
Пятницкие кварталы. Арх. Максим Атаянц.
|
Архитектор Максим Атаянц и компания Urban Group (совместно с Вектор Инвестментс) представили Пятницкие кварталы - очередной проект формата Города для жизни, в котором уже реализованы «Город набережных» на Новой Ленинградке и Опалиха 2 на Новорижском шоссе. Их идея включает три параметра: доступность цены, высокое архитектурное качество и комфорт бизнес-класса. «Города для жизни» меняют эволюцию архитектуры. Во второй половине ХХ века Ле Корбюзье увел ее в сторону панельных микрорайонов. Теперь у нее есть шанс вернуться к европейскому историческому городу. За цену в 2 раза дешевле, чем панельки. Между прочим, социальный и эстетический прорыв. |
Лара Копылова // 28 ноября 2012 |
Социальный прорыв Александр Долгин, председатель Совета директоров Urban Group: «Девелоперская индустрия чрезвычайно консервативна, особенно в сегменте массового жилья. Тем удивительнее наблюдать, что в этой сфере наметился содержательный прогресс. С одной стороны, идет процесс демократизации жилья (оно доступно все более широкому кругу работающих людей). С другой – растет качество продукта. То есть доступность обеспечивается не за счет упрощения, примитивизации, а идет параллельно с усложнением, наращиванием качества. Urban Group участвует в этом процессе и, как нам хотелось бы думать, во многом инициирует и возглавляет его».
То есть люди, живущие на зарплату, способны купить квартиры в "Пятницких кварталах", "Городе набережных", "Опалихе-2" без сверхусилий, имея стандартный бюджет на съемную квартиру. С появлением этих городов ипотека сократилась с 25 до 5-7 лет и перестала быть издевательством над здравым смыслом.
Эстетический прорыв «Пятницкие кварталы», как и другие Города для жизни, встраиваются в линию Нового урбанизма. Это движение существует в Европе и Америке с 1970-х. Малоэтажные города с традиционной архитектурой, с экологической идеей пешеходной доступности и наличием мест приложения труда. О многих мы писали в ЭКА.ru (см. Как нам избавиться от спальных районов, Код Паундбери). Специальный код в них регулирует ширину улиц, высоту домов, предписывает натуральные материалы, запрещает пластиковые вывески. Жить в них комфортно, но цена квартир в этих городах, в силу того, что люди туда стремятся, все-таки несколько дороже, чем в обычных. И они малоэтажные. В Городе набережных, Опалихе-2 и Пятницких кварталах – от 3х до 8ми этажей. Такой вариант ближе к центру Москвы или Парижа. Это масштаб города, а не поселка. Такие классические города в современной архитектуре построены впервые.
Пятницкие кварталы. Фрагмент овальной площади.
Описание «Пятницкие кварталы» расположатся в 8 км от МКАД к Северо-Западу от Москвы на Пятницком шоссе. Это пропорциональная классическая архитектура, облицованная красивым кирпичом или цветной штукатуркой, разнообразные фасады с аркадами, деревянными карнизами и прочим классическим декором. Участок 35 га делится на два квартала, которые отграничены друг от друга и от дороги чем-то вроде крепостных стен старых европейских городов. В них будет находиться торговля и фитнес-клуб с бассейном и спа. Строятся три детских сада и школа. Центром северного квартала будет парадная овальная площадь, в южном – две площади меньшего масштаба. Подробная информация www.5-kv.ru
Традиционный город Главное отличие проекта от спальных микрорайонов – градостроительная структура исторического города. Почему так уютно в старых центрах европейских городов? Потому что фасады домов выстраиваются в единую линию, образуя как бы фасадные стены с двух сторон. Улица – парадный коридор, большая площадь – зал, маленькая – комната. Вместо потолка небо. Ты как бы идешь по некоему интерьеру. Отсюда уютное чувство умопостигаемости мира, разумности его устройства. А внутри кварталов располагаются зеленые защищенные дворы-сады, как, скажем, в лондонском районе Челси. В них нет машин, в них могут играть дети и отдыхать взрослые. Плюс мощеные набережные и площади с фонтанами, арками и толосами где можно с удовольствием погулять. Эту традиционную структуру Максим Атаянц архитектурными средствами воссоздает в «Городе набережных», «Опалихе-2» и «Пятницких кварталах». (Надо понять, насколько это ново. Ведь этому нигде не учат, в 1950-х эта культура профессии была разрушена, и поколения нынешних архитекторов ее не застали).
Пятницкие кварталы. Вид с птичьего полета.
Панельный космос Стандартный спальный район, как мы знаем, устроен иначе. В аморфном космическом пространстве «летают» параллелепипеды домов, иногда выстраиваясь в ряды или хороводы. Вокруг них среди движущихся и многочисленных припаркованных машин «летают» детские площадки, школы и поликлиники. Никаких защищенных дворов, фасадных стен и уютных площадей. Эти «полеты» на самом деле вышли из картин русских авангардистов, супрематизмов Малевича и геометрии Мондриана (которыми вдохновлялись архитекторы, рисуя планы микрорайонов). Чувство космического неуюта – очень острое переживание. Не случайно эти районы вызывали такой энтузиазм в 1960-х, в годы полетов Гагарина. Но очень скоро во всем мире осознали невысокое качество жизни в них. Население их не ценило, вандализм и преступность возрастали, и это даже привело к тому, что в 1972 году правительство города Сент-Луис в США взорвало Прют-Айгоу, один из таких районов, построенных по всем правилам Ле Корбюзье, сочтя это экономически более целесообразным, чем бесконечную починку сломанного и испорченного. В Европе панельные дома разбирают, в крайнем случае, селят туда эмигрантов, живущих на пособие. Существуют психологические исследования, показывающие, что, чем выше эстетическое качество архитектуры, тем больше люди склонны беречь ее.
«Города для жизни» меняют эволюцию архитектуры. Во второй половине ХХ века Ле Корбюзье было увел ее в сторону панельных микрорайонов, имевших успех по причине послевоенных разрушений. Долгое время существовал миф, что только панельные (и безликие) многоэтажные дома способны решить проблему жилья. Глядя на российские города, можно и сегодня подумать, что им нет альтернативы. Другой миф, живущий и поныне, что авторская классическая архитектура - очень дорогая и недоступная. Город набережных, Опалиха-2 и Пятницкие кварталы опровергают оба мифа. Они монолито-кирпичные, облицованы разноцветным кирпичом и плиткой (не «сантехнической» керамогранитной, а шершавой, как бы стуковой, фибробетонной), а крыши – натуральной черепицей. Авторская архитектура вдруг соединилась с доступным жильем. Произошло это именно в классике. (Не буду здесь объяснять почему, это тема другой статьи). Учитывая социальный и эстетический масштаб события, можно считать, что произошел поворот в истории архитектуры.
Первая очередь строительства.
Образ креативного класса Хотя, возможно, это прозвучит пафосно, но в архитектуре «Городов для жизни» впервые прочитывается образ среднего класса, и лучшей его части, называемой креативным классом. До сих пор у нас в массовой жилой архитектуре образ заказчика вообще не читался. Скопление 30-этажных бараков без мест для парковки и инфраструктуры рисовало образ девелопера, которому надо подешевле построить, подороже продать. Тогда архитектура – это просто «бетонные деньги», по меткому выражению архитектора Михаила Белова. Вот этот образ в ней и присутствовал. А креативный класс, который вырос в последние 10-15 лет и так ярко и неоднозначно заявил о себе в 2011-2012 году, нигде в жилой архитектуре не запечатлелся. Несколько «клубных» домов хорошего качества, построенных в 2000-x, - это очень узкий круг очень богатых людей. «Креативным» оставалась квартира в панельке, либо, кому повезло, родительская в сталинском или дореволюционном доме. Ну и образ у нее, следовательно, был «родительский».
Атрибуты креативного класса - качество жизни, хорошая экология и мобильность. Классика резко повысила качество жизни. Сеть каналов в Городе Набережных, разнообразие фасадов, площадей и перспектив классического ансамбля во всех трех проектах. Причем, поскольку это именно ансамбль, создается образ социума, а не отдельной группы. «Города для жизни» расположены за пределами Москвы, и это плюс, потому что в Москве жить невозможно. Централизация достигла таких масштабов, что человек в Москве зарабатывает, но не дышит. Либо живет далеко от нее, дышит, но не зарабатывает. Города для жизни эту проблему решают. Креативный класс мобилен и привязан к Москве? ОК, города Урбан Груп стоят недалеко от скоростных трасс: Новой Ленинградки и Новой Риги. В то же время в этих городах может расти маленький ребенок и не страдать аллергией.
Договоро(не)пригодность Единственной проблемой, с которой, вероятно, столкнутся будущие жители Города набережных или Пятницких кварталов, является неготовность социума, даже креативного, договариваться между собой. Причем, как в политическом масштабе, так и в маленьком, хозяйственном. Собственники коттеджных поселков не в состоянии договориться об очистке улиц от снега или мусора. Их хватает на критику управляющей компании и на индивидуальные усилия для своего жилья, но управлять общей собственностью совместно не получается. На эту тему у Александра Долгина, который является профессором ВШЭ и специалистом по прагматике культуры, кстати, вышла книга "Как нам стать договоропригодными". Интересующихся отсылаем к ней.
Технологизация классики Urban Group удалось создать красивую бизнес-модель, снизив цены за счет объединения в один холдинг производства материалов, строительства, продажи и управления недвижимостью. Попутно они поспособствовали технологизации классической архитектуры, что важно для ее дальнейшего распространения (индустрия заточена на модернизм, надо создавать параллельную). Детали, которые раньше изготавливались из штукатурки, делают теперь из фибробетона. Урбан Груп имеет собственный завод в Егорьевске по производству этого материала, причем производство совершенствуется. Если раньше в фибробетоновых наличниках чувствовалась некоторая искусственность, то сейчас детали имеют вид более рукотворный.
Холл – визитная карточка дома Единственное пожелание, которое можно адресовать Urban Group: при огромном разнообразии планировок (от 40 до 50 вариантов квартир) и архитектурной разработанности среды «Городов для жизни», для холлов в подъездах не был предусмотрен архитектурный проект. А ведь он мог бы быть совсем не дорогим и вполне типовым, как, скажем, холлы кирпичных многоэтажек в Нью-Йорке на Бродвее, построенных в 1930-е, во времена ар деко, - более демократичные по сравнению с холлами сталинских домов. Обычные классические плинтусы и бордюры с гладкими профилями, без узоров, тем не менее, обозначают классичность пропорций. Рисунок плитки прост, но нарисован архитектором – строитель так не придумает. Тем более, что классический декор уже поставлен на промышленные рельсы.
Цивилизационная программа К технологической организации процесса, позволившей снизить цены, добавилась социальная организация. То есть архитектура проектируется так, чтобы создать коллективные пространства с четкой иерархией: парадные общие, дворовые, принадлежащие сообществу дома, и личные квартирные. И побудить жителей заботиться не только о последних. Александр Долгин подчеркивает, что часто жителям трудно договориться об использовании двора. «Часто на одну площадь претендуют сразу несколько способов использования: парковки, спорт, дети, озеленители, умиротворенный отдых, домино. Когда на одной территории пересекаются пять и более функций, мирные договоренности трудно осуществимы…Отводя каждому из сообществ – автовладельцев, физкультурников или еще какой-то группе интересов – свою законную территорию, девелопмент вносит свой вклад в гражданскую политику. Клуб проживающих можно и нужно поддержать на уровне девелопмента: спроектировав дворы, общую уличную территорию, парковки, расположение домов таким образом, чтобы создать визуальную и логистическую автономию этих пространств, подчеркнуть их клубный статус». Получается такое мягкое гуманитарное жизнестроительство, а точнее цивилизационная программа.
|