Премия премий. Дерево против бетона
|
Экспозиция премии АРХИWOOD перед ЦДХ. Фото Наталья Тоскина.
|
23 мая в ЦДХ состоялась торжественная церемония вручения общероссийской Премии АРХИWOOD - 2013. Премия АРХИWOOD – за лучшую архитектуру из дерева – в этом году вручалась в четвертый раз. Генеральный партнер и организатор проекта - компания «Росса Ракенне СПб» (HONKA), соорганизатор - PR-агентство «Правила Общения». Официальный партнер – «Вельский лес», партнеры – "Вектор Инвестментс", компания PINO, парк искусств «Музеон». Руководитель проекта – Юлия Зинкевич. Куратор премии – Николай Малинин. |
Лара Копылова // 31 мая 2013 |
Бродский как пророк АРХИWOOD’а. Было такое время лет десять назад, когда жюри на Арх-Москве упорно давало Гран При маленьким сараям-павильонам Александра Бродского, предпочитая их солидной и прогрессивной бетонной архитектуре. Вроде это было со стороны жюри не совсем правильно, а Бродскому было неловко, и он даже пару лет не выставлялся, и, тем не менее, в его непафосных деревянных конструкциях все чувствовали непридуманность, местный контекст, большой объем культурной памяти и художественный уровень. Короче, забирало. Видимо, эти сараи дали импульс проекту АРХИWOOD. И расцвет проекта подтверждает верность той интуиции.
Сегодня на АРХИWOOD приходит людей больше, чем на любое другое мероприятие Арх-Москвы. Репортаж с церемонии награждения победителей смотри ниже. Но сначала несколько соображений об Арх Москве. От главной арх-московской экспозиции Новая Москва, где, по мнению куратора Елены Гонсалес собраны «маяки» будущего, есть ощущение «забронзовелости». Представлены хорошие здания хороших архитекторов, но из года в год одни и те же 5-6 команд, и так уже лет пятнадцать. Они выступают то соло, то ансамблем (в ЖК Садовые кварталы и Грюневальд), в последнем случае индивидуальные манеры не читаются. Либо респектабельный сверхдорогой модернизм для нефтяников, либо относительно дешевый 25-этажный панельный модернизм без парковок (!) – для замкадышей. Свойства этой архитектуры - небольшой объем культурной памяти и смысловая бедность. И если Либескинд, Нувель, Куп Химмельблау все же открыли новые для культуры смыслы, в российском модернизме этого не произошло. Да и задачи такой не ставилось. Построен, впрочем, прекрасный детский центр гематологии, сделанный в стилистике конструктора лего, но это исключение. От всего этого есть ощущение рок-фестиваля, который вполне себе качественный, но за рамки трех-семи аккордов не выходит. Странно спрашивать у рокеров, почему они не играют Моцарта и Баха. Не умеют. То есть высокая сложная тонкая культура умерла навсегда? Мы вступаем в темные века?
Если Новая Москва – портрет, скорее, грустных сторон нашей реальности, то АРХИWOOD ловит то положительное, что в ней есть. Александр Солженицын в одном из интервью сказал, что у нас ни секунды не было демократии, так как она рождается снизу, из инициативы людей. Так вот, большинство деревянной архитектуры рождается из этих новых инициатив, из культурных, общественных, муниципальных, волонтерских движений последних лет. Это, во-первых, архитектурные молодежные фестивали, которые плодятся с большой скоростью: при-столичные «ГОРОДА», «АРХФЕРМА», «АРХСТОЯНИЕ», иркутский БУХАРТ, вологодские «Дни архитектуры» и т.д. Это, во-вторых, просветительские проекты самой команды АРХИWOOD: фестиваль NORDIC WOOD, конкурс на книжный павильон «Гоголь-модуль», конкурс на кафе-клуб для парка «МУЗЕОН», «Дни архитектуры» в Вологде и т.д. Это, в третьих, обновление по инициативе городской власти московских парков с помощью деревянной архитектуры, давшей начало новой публичной жизни в них. Все эти мероприятия поставляют объекты для АРХИWOOD’а. В них есть живость, непосредственность быстрого изготовления, вписанность в природу. Не побоюсь этого слова, гуманизм. Дерево смягчает образ архитектуры (модернизм в дереве вполне приемлем). А ее контакт с широкой публикой увеличивает ее социальность и дружественность. Дерево всегда (!) отражает местный контекст: все-таки традиционная российская архитектура – деревянная. Ну, а экологичность дерева – аксиома. Остается пожелать проекту АРХИWOOD выступить с инициативой по разрешению дерева в большой городской архитектуре.
Репортаж с церемонии награждения:
В этом году на конкурс было подано 138 заявок из разных регионов России. В результате голосования в шорт-лист вошло 38 работ, представленных в пяти номинациях: «Загородный дом», «Общественное сооружение», «Малый объект», «Арт-объект» и «Дизайн городской среды». Выставка номинантов была развернута в павильоне «Периптер» у центрального входа в ЦДХ.
Кульминацией премии стала церемония награждения. Представление победителей в каждой номинации предварял фотожурнал, тематически связанный с нею. Кроме того, команда АРХИWOOD представила отчет о проектах, которые организовывала или в которых принимала участие в течение года: конкурс на книжные павильоны, проект «Современное временное» в ЦСК «Гараж», международный архитектурный фестиваль NORDIC WOOD в ЦДА, выставка «Параллели. Деревянная архитектура вчера, сегодня и везде», презентация которой состоялась в Казани, «Дни архитектуры» в Вологде.
Юлия Зинкевич (Правила общения), Александр Львовский (HONKA), Владимир и Николай Белоусовы, Николай Малинин.
В 2013 году в состав жюри Премии АРХИWOOD вошли архитекторы Сергей Скуратов, Алексей Розенберг, Александр Купцов, Марина Игнатушко, главный редактор журнала «Большой город» Алексей Мунипов, японский архитектор Тору Кашихара, чемпионы мира и Европы по фигурному катаниюАлексей Тихонов и Мария Петрова - энтузиасты деревянного домостроения.
Алексей Комов и Лара Копылова. Фото Наталья Тоскина.
В номинации «Арт-объект» победу в рамках «общественного голосования» одержала Городская парковая скамейка "Ла-5" архитектора Алексея Комова. Жюри признало лучшим «Храм в Антах» ТПО ЛЕСОСПЛАВ, построенный на «АрхФерме». Награды вручали член Экспертного совета премии Лара Копылова и член жюри архитектор Алексей Розенберг.
Алексей Комов завоевал приз народных симпатий с парковой скамейкой «Ла-5», названной в честь одноименного самолета конструктора Лавочкина. Скамейка сложена из стандартных, «с рынка», досок и брусков. Она проста в строительстве, но непроста по смыслу. Пятиконечная звездочка и кокарда – военно-советские мотивы – выстраивают наши, тоже непростые, отношения с прошлым. Молодым поколением советская эстетика воспринимается отстраненно эстетически, старшим – романтически как связанная с героической авиацией. А в результате город получает запоминающийся объект, полный смысла, которого так не хватает современной архитектуре. Не случайно скамейка собрала целых 35 комментариев на сайте archiwood.ru (остальные объекты 1-2).
Храм в антах ТПО ЛЕСОСПЛАВ – приз жюри в номинации Арт-объект. При его объявлении ведущими зал дружно зааплодировал. Он кажется сделанным из камня, хотя на самом деле имеет деревянный каркас и выложен из спрессованных соломенных блоков. Плоть от плоти земли, он возвышается над долиной в Тульской области подобно знаменитой цумторовской капелле св. Николая в деревне Вахендорф.
Специального приза жюри была удостоена «Арка» архитектурного бюро BERNASKONI, возведенная на фестивале «Архстояние» в Никола-Ленивце. Приз вручил член жюри Тору Кашихара. Борис Бернаскони удивил собравшихся, придя на сцену с собакой Боно, которая тут же стала звездой вечера, повеселив гостей церемонии. Фото Наталья Тоскина.
«Арка», бюро BERNASKONI. Супер-объект, выразительный, концептуальный и, можно сказать, фестивальный. Многозначный. Готовый кандидат для представления России на международной выставке EXPO.
В номинации «Дизайн городской среды» двойную победу одержали молодые архитекторы из Вологды. Их «Красный пляж» понравился народу, а профессиональное жюри выбрало «Треугольный сад», построенный у вологодского Техуниверситета для проведения семинаров, лекций и презентаций. Приз создателям первого вручал глава бюро WOWHAUS Олег Шапиро, а награду авторам второго - Марина Игнатушко, куратор нижегородского проекта «Архитектурный рейтинг».
Красный пляж и Треугольный сад бюро АВО - это триумф города Вологды. Молодые выпускники Техуниверситета решили сделать для своего города нечто полезное. Вместо того чтобы ныть, как у нас все плохо. И сделали. В рамках «Дней архитектуры» и проекта «Активация Вологды». Лесенка «Красного пляжа» находится в популярном у вологжан месте отдыха, и жители ее сразу освоили. Этот проект отметили наградой норвежские архитекторы на фестивале NORDIC WOOD.
Треугольный сад около Техуниверситета – многофункциональный ландшафт, покрытый деревянным мощением. Подходит для отдыха, занятий и концертов.
В номинации «Малый объект»победу в рамках «общественного голосования» одержал «Книжный киоск» в Парке культуры бюро FORM.
Жюри признало лучшим «Детский домик на дереве» от АИ-студии. Призы вручали члены Экспертного совета Премии Евгения Гершкович и Николай Белоусов.
В номинации «Общественное сооружение»сильнейшей по результатам «народного голосования» сталакафе-терраса «Островок»бюро SHAR PROJECT.
Жюри же свой выбор сделало в пользу другого объекта из Парка Культуры - Выставочного зала ЦСК «Гараж». Призы вручили журналисты: член жюри премии Алексей Мунипов и член ее Экспертного совета Григорий Ревзин.
Григорий Ревзин и Николай Малинин. Фото Наталья Тоскина.
В главной номинации Премии - «Загородный дом» - мнения жюри и «общественного голосования» совпали. Получать призы за дом в Ярославской областина сцену вышел Григорий Дайнов. Автор признался, что такая работа смогла реализоваться благодаря свободе, которую ему предоставил заказчик. Премии вручили архитекторы Тотан Кузембаев и Александр Купцов.
Григорий Дайнов, Тотан Кузембаев, Николай Малинин.
Дом в Ярославской области. Арх. Григорий Дайнов.
Спецприз от компании HONKA получил Николай Белоусов (загородный дом в деревне Совьяки), спецприз от журнала TATLIN– Петр Костелов с объектом «Дачное оригами» (сделанным по заказу телепередачи «Дачный ответ»), спецприз журнала «Проект Россия» - Александр Эрман и Дмитрий Михейкин (частный бассейн «Волна»), спецприз портала MAINDOOR бюро WOWHAUS (детская площадка в Саду им. Баумана), а спецприз от журнала «Деревянные дома» - снова Григорий Дайнов.
Дом в деревне Совьяки и дача в поселке НИЛ. Дома Николая Белоусова – открытие АРХИWOOD’а. Здесь национальная традиция поднята до уровня архитектурного искусства. Национальный материал (особым образом обтесанные бревна) сочетается с благородной формой - современным пространством. Архитектор, никому не подражая, создал целый язык. Это то, что можно продолжать, развивать и даже тиражировать, немного упростив. Не случайно награждавший Николая Белоусова глава компании HONKA Александр Львовский сообщил о получении им серьезного заказа от компании.
В завершение церемонии гости направились к специально построенному для вечера шатру, где ВИА «Татьяна» выступали перед собравшимися, несмотря на проливной дождь.
Все объекты из шорт-листа Премии, а также проекты, представленные в конкурсе на книжный павильон, можно увидеть в специально выпущенном в издательстве TATLIN каталоге Премии АРХИWOOD - 2013. А также на сайте Премии www.archiwood.ru, где каждый объект получил и разнообразные комментарии пользователей.
|