Долгострой на Долгоруковской
|
Проект «Итальянского квартала» на Долгоруковской улице архитектора Михаила Филиппова, получивший одобрение в прессе и на градсовете, тем не менее, за шесть лет не продвинулся дальше котлована. Текст Лара Копылова.
|
|
Суть проблемы в споре, возникшем между архитектором Михаилом Филипповым, автором и генпроектировщиком дома, и заказчиком МСИФ «Базальт». Филиппову навязывают субподрядчика, которого он считает некомпетентным. Архитектор возражает, поскольку несет ответственность за конечный результат. Не учитывать мнение автора — значит нарушать авторское право. Вместо того чтобы прислушаться к автору, заказчик хочет удалить его из проекта.
«Итальянский квартал» на Долгоруковской улице. Мастерская М. Филиппова. Архитекторы: М. Филиппов, В. Богачкин, Т. Филиппова, А. Архипов, В. Гельфанд, М. Запольская, А. Иванов, О. Камышова, Е. Короткова, О. Мранова, Е. Михайлова, Е. Строганова, А. Филиппов.
Теперь подробности. В 2002 году Филиппов рисует эскизный проект дома для инвестора, компании «Энергогаранткапиталстрой». Проходит Экспертно-консультативный совет (ЭКОС), который отмечает высокое качество проекта. В 2004 году, после некоторых трений с заказчиком, мастерская Филиппова делает стадию «Проект». Снова с успехом проходит ЭКОС и рабочую группу у главного архитектора Москвы. Проект с восторженными отзывами публикуют несколько журналов.
В этом же году конструктор Максим Догадин выполняет проект конструкций фундаментной плиты, а затем, по требованию заказчика, его дорабатывает институт НИИЖБ (к четырем деформационным швам добавляется пятый — запомните эту информацию!). В 2005 году происходит первое нарушение авторского права: представитель инвестора берется без ведома автора согласовать архитектуру Филиппова в Москомархитектуре и начинает своими руками исправлять его фасады. Автора понемногу выдавливают из проекта. Возникает конфликт, в результате которого заказчик удовлетворяет претензии архитектора. С 2006 по 2008 год заказчик зачем-то тянет согласование фундаментной плиты НИИЖБ, наконец, принимает ее, после чего она проходит Мосгосэкспертизу. В конце 2008 года заказчик внезапно меняет подрядчика НИИЖБ на институт «Инрекон». Теперь внимание! Вместо согласованной плиты с пятью постоянными деформационными швами, «Инрекон» предлагает плиту с временными швами. С точки зрения архитектора Филиппова, в данных гидрогеологических условиях это опасно для соседних домов. Игнорирование мнения автора является вторым после исправления фасадов нарушением авторского права. Филиппов возражает против участия института «Инрекон», ухудшающего качество фундамента и, по мнению архитектора, не способного качественно сделать наземную часть здания.
Обратимся к архитектуре. Михаил Филиппов — признанный архитектор, автор «Римского дома» в Казачьем переулке, дома «Маршал» на Соколе и других построек в Москве, победитель многих международных и отечественных конкурсов, представлял Россию на Венецианской биеннале — главной архвыставке мира.
"Итальянский квартал" на Долгоруковской — уникальный и важный для города проект.
Что даст городу этот дом? Во-первых, он вписывается в образ неоклассической Москвы Серебряного века. Дело в том, что доходные дома того времени — очень хорошего архитектурного качества. Отчасти сталинская архитектура это качество держала. Но, начиная с хрущевского постановления о борьбе с излишествами, оно ушло и все никак не вернется. А дом на Долгоруковской по уровню авторской мысли, хочется надеяться, будет достоин неоклассики начала ХХ века.
Вид из внутреннего двора на площадь с колокольней.
Если, конечно, его построят. По проекту у него необычная радиально-лучевая структура. Корпуса, понижаясь, сходятся к церкви Св. Николая в Новой Слободе. Получается как бы амфитеатр, а церковная площадь — сцена. Высота корпусов варьируется от 4 до 10 этажей. Благодаря террасному расположению, вид на живописную площадь открывается из всех квартир. Комплекс поднят на платформу высотой от 0,5 до 2 этажей. В ней предполагаются кинотеатр, магазины, спортивно-оздоровительный комплекс и т.д.
Вариант фасада.
Во-вторых, это дом-квартал. Он состоит как бы из многих разных домов. Бесконечное разнообразие портиков, галерей, эркеров и арок дает ощущение индивидуальности каждого фасада и живущих здесь людей. Представьте, что, объясняя адрес гостям, вы говорите не «третий серый корпус, пятый подъезд», а «дом-амфитеатр, вход через тосканский портик». В-третьих, изнутри дворов сквозь колоннады открываются перспективы. Мы давно отвыкли от такой роскоши — московская архитектура не создает видов в пределах одного дома, разве что в Питере, все в той же неоклассике Серебряного века, встретишь итальянский двор, как в палаццо. Важно, что при всей преемственности, в проекте на Долгоруковской четко опознается наше время. Вероятно, Москве такая постройка не помешает. Но она может не состояться.
Комментарии сторон:
ЭКА: В чем суть ваших разногласий с заказчиком и инвестором?
Архитектор М. Филиппов: Недавно мне навязали субподрядчика — институт «Инрекон». Он предложил плиту с временными осадочными швами с зазором 0,5 м. Но, по мнению независимых конструкторов, в частности Игоря Паршукова, делать временные швы нельзя (в любом случае для такой плиты нужны дополнительные гидро-геологические исследования). Это опасно. Невозможно предсказать, как пойдет осадка. В зону влияния попадают соседние дома и памятник архитектуры Церковь Св. Николая в Новой Слободе. Зачем подвергать опасности граждан? Рядом стоящие дома могут треснуть, колокольня может рухнуть. Предыдущий проект плиты, сделанный НИИЖБ вместе с моей мастерской, прошел все согласования. В экспертизе стоят фамилии Филиппова и Догадина. Если что-то случится, мы будем отвечать, в том числе, и за нынешний несогласованный проект плиты, хотя мы выступаем против него. В ответ мою мастерскую хотят отстранить от проекта. Похожая ситуация была с французским архитектором Перро, выигравшим конкурс на строительство Мариинки-2. Ему сначала навязали некомпетентных подрядчиков, а затем обвинили в некомпетентности самого автора.
ЭКА: Почему вы поменяли подрядчика НИИЖБ на «Инрекон»?
Представитель инвестора В. Кравец: Инвестор выбирает, с кем делать рабочую документацию. Мы объявили тендер, и выиграл «Инрекон». У них 40 лет безупречной работы.
ЭКА: Почему вы меняете согласованный проект? Почему делаете фундаментную плиту без швов, хотя при согласовании предыдущей плиты к четырем постоянным швам был добавлен пятый?
В.К.: Есть два вида плиты. Деформационные швы могут быть постоянные и временные. Постоянные — это когда вкладываешь деревяшки, и они там так и лежат. А временные — когда туда вставляешь что-то, а потом вынимаешь, когда все осядет. Это все равно, что платье: можно его через голову надеть, а можно с замком. И так и так правильно.
ЭКА: И все-таки, разве можно менять согласованный в Мосгосэкспертизе проект?
В.К.: Можно его только улучшать.
ЭКА: Меняя подрядчика, вы нарушаете авторское право.
В.К.: Авторские права у Филиппова никто не отнимает. Он только сам имеет право отказаться. Пусть сдает документацию согласно строительным нормам. Я же не говорю, что кафтан не так пошит. Я просто хочу, чтобы он был оверложен.
Такие непростые споры обычно решают в суде. В западном законодательстве есть закон: если заказчик после выполнения проекта отстраняет автора и строит без него, автор имеет право на компенсацию порядка 2 миллионов долларов. Недавно мы были свидетелями такого суда и в России. Компания «Капитал груп», построившая комплекс «Город столиц» и поселок «Барвиха-хиллз» без автора, голландского архитектора Эрика ван Эгераата, выплатила ему за нарушение авторских прав компенсацию 4 млн. долларов. Похожая, но более запутанная, ситуация сложилась с многострадальной Второй сценой Мариинского театра в Петербурге. Пять лет длилось проектирование. Потратили 4 млрд. бюджетных рублей. А затем французского архитектора Доминика Перро, честно выигравшего в авторитетном международном конкурсе, но не нашедшего общего языка с российской бюрократической машиной, отстранили от проекта. Причиной стало якобы отсутствие в мире специалистов, способных рассчитать сложные конструкции купола, хотя этот архитектор строит по всему миру гораздо более сложные здания, и с ними все в порядке. Театра до сих пор нет.
Примеры можно продолжить. Завяз проект «Золотого Острова», к которому «Гута-девелопмент» привлекала по очереди разных иностранных архитекторов. У микрорайона Марфино и города Рублево-Архангельское на Новой Риге также сменилось несколько авторов. Годы идут, а результата не видать. Такое впечатление, что главная цель — не построить, а стимулировать бесконечные финансовые потоки, циркулирующие между инвесторами, девелоперами, службами заказчиков и т.д. Автор оказывается единственным, кто хочет построить, причем построить хорошо.
P.S. Пока верстался номер, в службе заказчика произошли кадровые перестановки, и появилась надежда, что дом все-таки будет осуществлен по проекту Михаила Филиппова.
Февраль, 2009
|