В честь Андрея
|
Храм преп. Андрея Рублева. Арх. Михаил Филиппов.
|
В Москве, в Раменках, строится храм преподобного Андрея Рублева. Мало того, что храм улучшит культурную экологию спального района. Это уникальный случай - храм в честь художника. Который заслужил красивый храм. В почитании которого объединяются культура и христианство, Россия и Запад. Архитектор - Михаил Филиппов. |
Татьяна Анфилова // 22 апреля 2010 |
Рублев канонизирован в 1988 году в лике преподобного. Но дело не в том, что он недавно канонизирован, новых святых, новомученников много, но храмов по имени каждого из них не ставят. Это действительно уникальный случай - храм в честь художника. И удача, что архитектором является Михаил Филиппов, чьи творческие принципы имеют преемственность с творчеством Андрея Рублева.Храм строится на юго-западе Москвы, недалеко от МГУ, на пересечения Мичуринского проспекта и улицы Раменки. Ставить на этом месте храм задумывали давно, начиная с 1994 года. Был ряд стандартных проектов и годы простоя. Пока в 2007 году не подключился Филиппов, узнав, что планируется храм с таким посвящением, и не предложил свой проект. Проект очень красивый, он сразу же был одобрен искусствоведческой комиссией при Патриархии и общественным советом правительства Москвы. Работы начались в 2008 году, сейчас возведен нижний храм, в феврале 2010 прошло его освящение.
Южный и восточный фасады
У Филиппова особое отношение к этой теме. Он считает Рублева художником высочайшей миссии, «великий русский иконописец и подвижник Рублев осуществил великую миссию, в том числе и на запад. Он предложил Унии созерцательно точное видение Пресвятой Троицы, которого она не имела. Это была проповедь Православия на Запад. Эта проповедь продолжается до сих пор. Копии и репродукции рублевских икон стоят перед алтарями католических и протестантских храмов. Там на них молятся. В советский период он стал главным святым русской интеллигенции, приведя многих культурных людей к храму». Одним из них был сам Михаил Филиппов.
В качестве прототипа своего храма Филиппов взял Спасский собор Андроникова монастыря, самый древний каменный храм Москвы и один из самых красивых. Но главное, храм напрямую связан с личностью Рублева. Точно известно, что в 1428 насельник монастыря Андрей расписал этот храм, и есть предположения, что он был его архитектором, а в последствии был похоронен под его стенами.
Продольный разрез
Храм Филиппова отнюдь не копия Спасского собора, хотя он узнаваем и во многом его цитирует. Филиппов создал свой оригинальный вариант, творческую интерпретацию древнего памятника. Как известно, нынешний храм – это реконструкция 1961 года (архитектор-реставратор Л.А. Давид). И, по мнению Филиппова, довольно спорная. В результате появились килевидные закомары и ряды кокошников в основании барабана. Никто не знает, были они в оригинале или нет. Например, в более раннем проекте реконструкции П.Н. Максимова, 1930-годов, декоративных кокошников нет. Не будет их и в храме Андрея Рублева. Проект Филиппова спорит с обеими реконструкциями. Его храм – по сути - новая реконструкция хрестоматийного памятника. Как и все ранне-московские храмы он будет крестовокупольным, одноглавым, с куполом в форме шлема. И, согласно московской традиции, будет облицован натуральным светлым камнем. Но в новом храме килевидные закомары заменены более гармоничными полуциркульными. И в отличие от своего прототипа, он будет значительно больше (почти в два раза) и выше (37 м), так как этого требует современная Москва. Увеличение масштаба позволило сделать храм двухъярусным, по сути храмов два: нижний и верхний.
Поперечный разрез
В интерпретации Филиппова есть еще один сюжет. Как архитектор-классик, он не мог не использовать случая и не включить в композицию любимые ренессансные элементы, соединить типологию ранне-московской архитектуры с палладианскими чертами, породнив, таким образом, русский и итальянский XVвек. Палладианский почерк виден уже в плане с множеством характерных закруглений. Но главное ренессансное ощущение создают легкие перспективные аркады. Они окружают комплекс и торжественно оформляют его вход в виде ступенчато повышающейся к центру арки. Храм как бы вырастает из этих ажурных аркад.
План цокольного этажа
План 1-го этажа
План 2-го этажа
И, конечно, Филиппов использовал в проекте свои любимые мотивы: лестницу и атриум. Они есть во всех его работах, даже интерьерных. Лестниц здесь будет много, одна ведет в верхний храм, другая в нижний. Но будет и еще одна, «лестница в небо», фирменный знак Филиппова. Она не столько функциональна, сколько символична. Хотя с ее помощью можно попасть на уровень хор и звонницы, но, по идее Филиппова, «она не должна никуда вести». Она спроектирована так, что, начинаясь сразу от входной арки, она будет заканчиваться стеной с иконой Троицы Рублева и ее главная задача - «выражать молчаливую неизреченную тайну, связанную с созерцанием Пресвятой Троицы и стать символом восхождения».
Как всегда, архитектор решает масштабные задачи. Это не просто храм, а целый комплекс, который займет большой участок (площадь застройки 2041 кв.м.). С севера к двухъярусному храму будет примыкать двухэтажный дом причта. Его полукруглый объем замыкает поворот улицы и образует перед храмом небольшую круглую площадь-атриум (еще один любимый мотив Филиппова) с колодцем-источником в центре. Крытые лестницы и стены-аркады, окружающие храм, с перепадами ярусов, создадут силуэт, напоминающий отчасти древний город, отчасти монастырь.
По идее Филиппова, комплекс должен стать и культурным центром, православным и художественным. Кроме воскресной школы и крестильного храма (на цокольном этаже), там разместятся: иконописная мастерская, библиотека и музей (на верхнем). Михаил надеется, что «в музее можно будет проводить интересные выставки, связанные с древне-русской культурой и, может быть, удастся собрать коллекцию современной живописи, которая будет развивать традиции преподобного Андрея».
Дом причта, северный фасад.
И, конечно, комплекс решит важную градостроительную задачу. Он оформит протяженный участок Мичуринского проспекта, красивый пирамидальный храм организует большой квартал панельной жилой застройки и станет его доминантой. Но, главное, храм будет выполнять свою основную задачу. Двухэтажный объем сможет вмещать более пятисот, а в праздники - до тысячи человек. Что актуально для громадного района (университетского плюс спального), практически лишенного храмов. Ближайшие две церкви - на Мосфильмовской улице и на смотровой площадке Воробьевых гор.
Дом причта, западный фасад.
И еще, город получит не только новый храм, что сейчас уже не редкость. Важно, что мы, наконец-то, получим настоящую качественную архитектуру. Не сухую копию, а оригинальное авторское произведение. Не секрет, что постройки Филиппова элитарны, жилые дома и интерьеры мало кому доступны. А вот храм будет доступен всем, бедным и богатым, верующим и агностикам. Что правильно и справедливо.
Дом причта. Фасад и план.
Но существуют и проблемы. Как всегда, все упирается в деньги. Храм строится исключительно на средства жертвователей. Точнее на средства единственного жертвователя - Михаила Викторовича Поваляева, Президента Русского фонда содействия образованию и науке. Но его возможности не безграничны и в любой момент работы могут остановиться.
Патриархия денег не дает, государство и Москва тоже. Призыв «строить всем миром» практически не работает. В небольшом местном приходе, который и является заказчиком храма, объявлен сбор средств на строительство храма, идет продажа именных кирпичей, но понятно, что это капля в море и проблему не решит. Жалко, если дело превратится в долгострой. Пока построен только нижний храм, хотя в этом году планировали полностью закончить строительство. Сроки сместились, теперь храм обещают построить в 2013 году. Будем верить, жить и ждать.
|