Дерево. Классика. Скатные крыши
|
Особняк в поселке Флоранс. Д.Б. Бархин, А.Д. Бархин, Н.А. Басангова, А.С. Деева, И.Н. Стецурина, А.С. Караваева, В.И. Кукарина.
|
Конкурс и фестиваль «Золотое сечение» - внутрипрофессиональное событие с теплой, домашней атмосферой, фирменными красавицами в золотых платьях, которые вручают бронзовый знак с золотым сечением победителям, и с немодно-негуманным превращением мраморной лестницы, через которую только и можно попасть в зал на 3-м этаже ЦДА, в пространство для курения. Оживление после кризиса отметили гости торжественной церемонии открытия, состоявшейся 11 апреля: главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, президент Союза архитекторов Андрей Боков, президент СМА Шумаков и другие. Действительно, в этом году на конкурс было подано около 150 работ – в разы больше, чем в прошлые годы. Кроме того состоялись мастер-классы Дмитрия и Андрея Бархиных и Сергея Скуратова, а также архитектурные экскурсии по Москве, организованные агентством Пи-Арх, и другие мероприятия. |
Лара Копылова // 30 апреля 2013 |
Произведения выставлены разнообразные и интересные. Победители, объявленные 25 апреля, опубликованы здесь http://www.moskvarch.ru/#!spisok/c79r Не буду подробно останавливаться на всех работах. Поговорим о тенденциях.
Проект комплекса «Старый город». Авторы: Логвинов В.Н. - Руководитель авторского коллектива, Лопатин Л.В. Руководитель проекта. ООО «Би-Пи-Эс-Бау» Шангин Н.Г., Гурвич Ю.А., Соловьев В.М. ЗАО «Курортпроект»Одуд А.А., Сазонова О.Г., Рябов В.Ю.,Реброва М.А., Русаков В.Г., Топчеева Л.И., Калашникова М.Г.,Фахри С.А., Борисова Л.М.
Заметен небольшой крен в сторону традиционной архитектуры. То ли это усталость от модернизма, то ли осознание неприятия его широкой публикой, но крен есть. Например, проект «Старого города» в Химках института Курортпроект (авторы В.Логвинов, Л.Лопатин, Н.Шангин и другие) демонстрирует узкие улочки, скатные крыши, кирпичные и фахверковые дома. В центре поселка находится общественный центр под названием «Цитадель», заставляющий вспомнить проекты Нового урбанизма (у Роба Крие в Голландии построен поселок в традиционном стиле «Цитадель»). Обращение архитекторов Курортпроекта от хайтека прежних лет к традиции старых европейских городов, впрочем, понятой обобщенно и компромиссно, возможно, является следствием успеха классических «Городов для жизни» Максима Атаянца. Последние отсутствовали на выставке, но строятся сейчас в Подмосковье, в том числе в тех же Химках, и пользуются большим успехом. На ту же тему проект Лофт-квартала STUDIO на территории бывшего завода около поселка «Сокол» (авторы Сергей Труханов, Александр Бровкин, Полина Воеводина, Николай Макаров). В концептуальном проекте гостиницы в Абхазии Павла Андреева опять находим скатные крыши и абсолютно классический симметричный план.
Жилой комплекс ARTHOUSE. Авторы: Скуратов С.А., Демидов Н.А., Шалимов П.В.
Тот же диалог модернизма с традицией демонстрирует один из лауреатов – Арт-Хаус, клубный дом Сергея Скуратова. Скатные крыши и кирпичные стены восходят к промышленной кирпичной архитектуре 19 века, которую сегодня реконструируют под офисные и жилые лофты. Но в рисунок добавлена современная асимметрия и лаконизм. Как почти всегда у Скуратова, здание безупречно в художественном отношении. Трепетное отношение к фактуре выражено в использовании клинкерного кирпича ручной работы с отдельными вкраплениями более крупного искореженного кирпича, которые создают рукотворную драгоценную поверхность. Нечто подобное делал выдающийся словенский архитектор Йоже Плечник в 1930-х, когда включал в кирпичную кладку белые камни в библиотеке Университета в Любляне или храме Св. Михаила.
Забавно то, что контраст холеного клубного особняка с соседним обветшалым историческим домом создает портрет нашей социальной реальности. Цена 400-метрового лофта в Арт-хаусе, приведенная в газете «Коммерсантъ», составляет 25 млн.долларов. И после этого модернисты упрекают классику в недемократичности! Между тем классика в лице Максима Атаянца сумела ответить мечтам общества о недорогом красивом жилье (2 тыс. долларов за кв.м), а модернизм пока не сумел. Понятно, что цена – не ответственность архитектора, что цена прежде всего зависит от места. И все же. В Итальянском квартале Филиппова, который тоже находится около Садового кольца, но с внешней стороны, квадратный метр стоит все же 8, а не 62 тысячи долларов. Складывается впечатление, что модернистская архитектура хороша только при условии, что она безумно дорогая и элитарная. И даже в этом случае ее вклад в городскую жизнь сомнителен, если вспомнить опыт района Остоженка.
Кроме Арт-Хауса жюри присудило Золотое сечение гостинице из слип-боксов Михаила Крымова и зданию «Главкино» Станислава Кулиша и Вадима Липатова. Сами по себе работы запоминающиеся, «западные» и уместные, можно их только поприветствовать. Но они выполнены в эстетике временных сооружений и ближе к дизайну, чем к архитектуре. Есть ощущение, что это построено лет на 20, а потом придется опять сносить и строить новое. Что не очень экологично. Гикало и Купцов были отмечены за деревянный павильон премии АРХИWOOD «Периптер». Жюри похвалило «Периптер» за созвучие архитектуре 1970-х, но правильнее было бы сказать, что он оживил и украсил унылую постройку ЦДХ.
Апартаменты Manhattan House. Авторы: Д.Б. Бархин, А.Д. Бархин, Н.А. Басангова, Н.Ю. Калинина, П.С.Захаров, А.В. Анисимова, М. Бояров
Два классических дома Бархиных – Манхэттен-хаус и частный дом во Флорансе – заметное событие выставки. Первый находится на Масловке, продолжает исторический город, сочетает классическую артикуляцию фасада с большими стеклянными поверхностями. Большие окна и лофты дали название «Манхэттен». Но больше вспоминается петербургская неоклассика Серебряного века, чем Манхэттен, потому что пропорции фасада традиционные, близкие к золотому сечению, без вольностей ар деко.
Дом в поселке Флоранс метит сразу в памятники архитектуры. Сложнейшие виртуозные детали (глубокие кессоны и капители), высочайшее качество ручной ремесленной работы и материалов. Кстати, классику можно поздравить с инновацией: лепнина из стеклофибробетона выглядит не хуже, чем из камня, и равна ему по долговечности. В обеих постройках есть остроумные маньеристические детали – признак нашего времени.
Интересно, какими соображениями руководствовались члены экспертного совета и жюри, не включив произведения Бархиных даже в шорт-лист? Понимаю, что им не нравится стиль, но можно было, наверное, отвлечься от вкусовых предпочтений и оценивать, прежде всего, художественный уровень и мастерство? Запрос со стороны общества на классику есть, а архитекторов, способных ответить на него на высоком культурном уровне, единицы. Бархины в их числе. В результате город застраивают псевдо-классикой, а профессиональное сообщество ограничивается ламентациями, вместо того чтобы выделить действительно качественные произведения в этом стиле и задать планку для публики и для заказчиков.
Особняк в поселке Флоранс. Д.Б. Бархин, А.Д. Бархин, Н.А. Басангова, А.С. Деева, И.Н. Стецурина, А.С. Караваева, В.И. Кукарина
Почетные дипломы получили Тотан Кузембаев за Дом «Веер» и Николай Белоусов за дачу в поселке НИЛ. Оба мастера создали настолько узнаваемую манеру в деревянной архитектуре, что в пору говорить о школе Кузембаева и школе Белоусова. Щегольская и внимательная к материалу, изысканная и безыскусная архитектура Кузембаева и какая-то очень национальная и в тоже время очень культурная архитектура Белоусова – это то, чем мы можем гордиться, и что надо продолжать. Можно еще отметить дом на склоне Поповых-Серебряковых в поселке художников Абрамцево, не получивший наград, но поэтичный и живой, не копирующий западные аналоги, рожденный из ландшафта и обихода, замечательно красивый своими фермами, сквозь которые просвечивают пейзажи, и парящими над склоном террасами, с которых открываются они же.
Дача в поселке НИЛ. Авторы: Николай Белоусов, Михаил Мастеропуло, Елена Мастеропуло
Так что вырисовываются три пути: кирпичные дома со скатными крышами, высокая классика и деревянная архитектура.
Дом на склоне в Абрамцево. Авторы: Петр Попов-Серебряков, Ольга Попова-Серебрякова.
|