На широкой Лимпопо. Центр Мапунгубве.
 
     
  Что такое экодом?
Как выбрать экологически безопасные строительные и отделочные материалы?
Задать вопрос эксперту.
 
     


 
Первый городской фестиваль ПОЭЗИЯ УЛИЦ. Флейта водосточных труб и другие фантазии Маяковского
Первый городской фестиваль ПОЭЗИЯ УЛИЦ. Флейта водосточных труб и другие фантазии Маяковского
Всегда актуальные идеи великого мечтателя и поэта Владимира Маяковского представят горожанам. 16 апреля ГОРОД НАБЕРЕЖНЫХ выведет искусство на улицы. В память о Маяковском, искусство выйдет на улицы и площади, ворвется во дворы, прозвучит с балконов и крыш. В день памяти великого поэта зазвучит флейта водосточных труб.
21 ноября 2022
 
Конференция Совета европейского урбанизма (CEU). Берлин, 27-29 ноября
Конференция Совета европейского урбанизма (CEU). Берлин, 27-29 ноября
Тема конференции: Определяя новую урбанистическую повестку в связи с изменениями климата. Мероприятие приурочено к COP21, Климатической конференции Париже, организованной ООН, которая пройдет в декабре, и к конференции по экологическому жилью Habitat III, которая состоится в 2016 году.
2 октября 2022
 
За кризисный год продажи в проектах с
За кризисный год продажи в проектах с "красивой архитектурой" выросли в 2,3 раза
Об этом рассказал генеральный директор Urban Group Андрей Пучков на круглом столе Жилищное строительство в России: Мировой опыт в российских реалиях, который был организован ИД Коммерсантъ на стенде Минстрой РФ в рамках 18-ой Международной отраслевой выставки коммерческой недвижимости и инвестиций EXPO REAL 2015.
29 июля 2015
 
Презентация финалистов конкурса на набережную Кабан в Казани
Презентация финалистов конкурса на набережную Кабан в Казани
9 архитектурных бюро из России, Китая, Франции, Италии, Испании, Голландии, Великобритании – финалисты первого этапа конкурса на развитие набережных озёр Кабан представили свои проекты улиц, парков, площадей, которые стали двигателями изменений в городских районах и целых городах. В ИТ-парке в Казани прошла публичная защита портфолио команд, попавших в шорт-лист конкурса.
2 марта 2015
 
Итоги Конкурса на концепцию бульвара Динамо
Итоги Конкурса на концепцию бульвара Динамо
Завершился архитектурный конкурс, посвященный разработке концепции бульвара Динамо: 26 февраля на пресс-конференции в Интерфакс были названы имена победителей. Конкурс был объявлен девелопером проекта ВТБ Арена парк в сентябре 2014 года и проведен при партнерстве с Московской архитектурной школой МАРШ.
>> все новости












На широкой Лимпопо. Центр Мапунгубве.

Центр интерпретации Мапунгубве. Peter Rich Architects.
 
Победителем премии World Building of the Year на Международном Архитектурном фестивале стал Центр интерпретации Мапунгубве (Peter Rich Architects, ЮАР). Премию дали за экологичность и устойчивость. О том, всегда ли они связаны с архитектурным качеством, комментарий архитектора, члена жюри фестиваля Владимира Плоткина (интервью Елена Петухова).
Татьяна Шовская  //  7 декабря 2009  

В первых числах ноября в Барселоне прошел Международный Архитектурный фестиваль. На нем побывали и российские архитекторы: Сергей Скуратов, Тотан Кузембаев, Николай Белоусов, Борис Уборевич-Боровский представили свои работы в разных номинациях, однако главный приз достался их коллеге из Южной Африки Питеру Ричу (Peter Rich) за его проект культурного центра в Национальном парке Мапунгубве. Делясь своими впечатлениями, наши архитекторы скептически оценили проект-победитель на твердую четверку. Впрочем, пресс-релиз, посвященный этому событию, не скрывает, что вместе с архитектурными достоинствами постройки жюри отметило ее программную составляющую. Действительно, Питер Рич стремится дать ответ на те проблемы, которые так беспокоят продвинутую часть человечества – проблемы экологические; его работа словно пытается восполнить то, что наша цивилизация стремительно теряет, и за что она все еще пытается бороться. Если попробовать обозначить главное свойство проекта одним словом, то это слово «аутентичность». Однако здесь оно включает больше, чем просто соответствие национальным традициям и природному окружению. В данном случае оно обозначает еще и дружественность планете как таковой, своеобразное архитектурное «не навреди».

Фото P.Rich.
 
Недаром главной частью постройки стали две сложенные из камней пирамиды – подобными сооружениями, но другого масштаба, здесь с древности обозначали дорогу, местный аналог верстовых столбов: собирали вокруг камни подходящего размера, складывали в пустотелую пирамидку – вмешательство в существующий ландшафт почти неощутимо, но знак подан. Весь центр спроектирован и построен именно по такому принципу. В своей презентации архитектор рассказывал, что в строительстве были задействованы исключительно зимбабвийские рабочие, хотя дешевле было нанять строителей из ЮАР, строительные материалы использовались также только местного происхождения, плинфу для сводов изготавливали из добытой здесь же, на месте, глины.
 
 
Фото P.Rich.
 
Два пирамидальных купола и парусные своды зигзагообразных галерей облицованы булыжником, разбросанным повсюду вокруг. Шершавая фактура и многофигурный плавный абрис сооружения рождают ощущение его нерукотворности, словно он возник в результате геологических процессов, которые в незапамятные времена заставили реку Лимпопо повернуть свои воды от Атлантического океана в сторону Индийского. Это диковинное сооружение ко всему прочему находится на берегу реки, название которой для каждого русского уха обозначает нечто невероятно дикое, далекое и неведомое. Здесь в Лимпопо впадает река Шаше, а вокруг располагается Национальный парк Мапунгубве. Он был создан не только для того, чтобы сохранить и восстановить флору и фауну этого региона, но и отмечает собой место, где существовал один из центров древней культуры, имеющий отношение к державе Великого Зимбабве. Эта торговая цивилизация, существовавшая в XII-XIV веках, известна своими многочисленными каменными постройками культового назначения, и, возможно, Питер Рич вдохновлялся и этими прототипами.
 
Фото P.Rich.
 
Посетитель подходит к центру по небольшому мосту, перекинутому через ручей, пересыхающий в жаркое время года. С этого места волны сводов и объемы куполов видятся вырастающими прямо из земли, они мягко сбегают по склону, выстраиваясь в живописную композицию, чему не мешает довольно жесткий план всего сооружения. Срежиссированный архитектором проход по залам демонстрирует наслоение и взаимопроникновение разнообразных культур, сменявших друг друга в этом регионе. Яркие лучи африканского солнца пробиваются сквозь металлические перфорированные заржавленные экраны, что, по мнению автора, должно ассоциироваться с переплетением ветвей деревьев, а навесы из деревянных, горизонтально уложенных дощечек буквально повторяют тот способ, которым защищаются от солнца местные жители. Стены галерей извилисты и напоминают пещеры, свет проходит сюда сквозь цветные витражи и отражается в бассейне сложной формы, который служит для охлаждения и естественной вентиляции воздуха. Центрами притяжения служат две пирамидальные башни. Первая освещается круглым окном, расположенным в центре ее купола. Проходя через него, лучи рисуют во внутреннем пространстве дубликат солнечного диска – свой, внутренний.
 
Фото P.Rich.
 
Вторая башня именуется башней заката и жилищем золотого носорога, который с некоторых пор стал символом Южной Африки. Покинув дом золотого носорога, посетители по пандусу или по ступенькам, на выбор, поднимаются на верхний уровень, чтобы полюбоваться видом на лежащие вокруг каменистые плато, на капище древней цивилизации, находящееся на расстоянии километра, и на реку Лимпопо в отдалении.
 
Фото P.Rich.
 
Таким образом, программа центра довольно широка и охватывает как историю региона, так и его экологию, демонстрируя всю хрупкость окружающей природы. Но и это еще не все: задействовав в строительстве исключительно местную рабочую силу, автор проекта дал этим людям новые умения, превратил их в мастеров-каменщиков, владеющих технологией тонкостенного свода. По его замыслу, они смогут применять ее при строительстве в соседних деревнях и, тем самым, менять облик региона, а впоследствии, возможно, эта технология станет здесь традиционной. Получается, что задачи, решаемые центром, выходят за рамки архитектуры, что его создатели не только рассказывают историю, но и творят ее, и что его английское, плохо интерпретируемое название Mapungubwe Interpretation Centre, возможно, правильно было бы перевести «Центр осмысления Мапунгубве».
 
Владимир Плоткин
 
Архитектор, главный архитектор ТПО «Резерв», участник конкурсной программы WAF 2008 в разделах «Общественное здание», «Торговля», «Частный дом», член жюри WAF 2008, 2009. Фото В.Куприянов.
 
Основным трендом нынешнего фестиваля WAF стало понятие sustainability. Именно его отражает девиз «Less Does More», декларированный организаторами. С этим не поспоришь. Все мы думаем об экологии. Здание должно быть устойчивым в своем развитии, строительные и отделочные материалы не должны содержать вредных примесей, минимум выделения CO2 и т.д. Эта тема возникла не в этом году, но в условиях общемирового кризиса оказалась особенно актуальна. И ее апогей настал именно сейчас. Так что на архитектурном фестивале понятие sustainability оказалось важнее самой архитектуры. Если у тебя прекрасное здание с точки зрения экономики, красоты, совершенства конструкций, но при этом, оно не-sustainability, то «грош цена» всему остальному.
Я в этом году был членом жюри раздела «Культура», в котором номинировалось здание Центра интерпретации из Южной Африки (Mapungubwe Interpretation Center), которое вышло в финал и, в итоге, было признано «Лучшим зданием мира». Честно говоря, это был один из самых скромных, экономичных проектов в нашей категории. И нужно отметить, он был остроумно придуман, неплохо нарисован и относительно неплохо построен. Все было сделано почти вручную, вероятно, на основе готтентотских или бушменских традиций, в точном соответствии со своей темой и функцией. Понятно, что вся эта архитектура идеально вписана в ландшафт и идеально «работает». Вредности в этой архитектуре ноль, процент устойчивости зашкаливает. То есть, он соответствовал всем основным критериям, декларированным на этом фестивале как приоритетные.
При подведении итогов в нашем разделе в лидеры вышли два проекта: южноафриканский и австрийский проект Музея электроники (Ars Electronica Center Linz), спроектированный бюро «Treusch architecturе». Мнения жюри разделились. Я, со своим менталитетом и со своей склонностью к архитектуре более современной, отдал предпочтение австрийскому Музею. В нем не было ничего супер-инновационного, но в процессе презентации стало ясно, насколько он непростой, многодельный и, в то же время, тонкий. Но мои коллеги высказали сомнения в его соответствии принципам sustainability. По их мнению, решение нашего жюри, должно было стать неким message’м, посланием в будущее. И в этом плане южноафриканский проект ближе к актуальным смысловым доминантам. Фестиваль проходил здесь и сейчас, поэтому выбирать нужно ту архитектуру, которая отражает нынешние тренды. Это звучало вполне здраво и убедительно. А когда стало известно, какие проекты вышли в лидеры в других номинациях, стало ясно, что и в финале сработает та же логика. Остальные проекты также были  отобраны в соответствии с sustainability, но только южноафриканский отвечал всем требованиям. Так что, его победа оказалась закономерной.

обсуждайте и добавляйте:
  
Пользователь: Дата: 02.04.2010 16:47
 
 
главная страницарусский

Ec-a.ru

Журнал про экологию и архитектуру
 
архитектура и общество green building яблоко раздора интервью загородный дом экотехнологии город детали
  о журнале
экосайты
форум
реклама, контакты
архив
карта сайта
новости



  >> архив статей  
 
  Использование информации с сайта возможно только в формате внешней ссылки на материал, размещенный на сайте www.ec-a.ru. Максимальный объем материала, который может быть размещен на другом интернет-ресурсе: название, дайджест (summary), одна картинка и активная ссылка на страницу текста. Размещение полной статьи возможно по согласованию с главным редактором.
дизайн — Семён Расторгуев