Храмы нового классицизма
 
     
  Что такое экодом?
Как выбрать экологически безопасные строительные и отделочные материалы?
Задать вопрос эксперту.
 
     


 
Первый городской фестиваль ПОЭЗИЯ УЛИЦ. Флейта водосточных труб и другие фантазии Маяковского
Первый городской фестиваль ПОЭЗИЯ УЛИЦ. Флейта водосточных труб и другие фантазии Маяковского
Всегда актуальные идеи великого мечтателя и поэта Владимира Маяковского представят горожанам. 16 апреля ГОРОД НАБЕРЕЖНЫХ выведет искусство на улицы. В память о Маяковском, искусство выйдет на улицы и площади, ворвется во дворы, прозвучит с балконов и крыш. В день памяти великого поэта зазвучит флейта водосточных труб.
21 ноября 2022
 
Конференция Совета европейского урбанизма (CEU). Берлин, 27-29 ноября
Конференция Совета европейского урбанизма (CEU). Берлин, 27-29 ноября
Тема конференции: Определяя новую урбанистическую повестку в связи с изменениями климата. Мероприятие приурочено к COP21, Климатической конференции Париже, организованной ООН, которая пройдет в декабре, и к конференции по экологическому жилью Habitat III, которая состоится в 2016 году.
2 октября 2022
 
За кризисный год продажи в проектах с
За кризисный год продажи в проектах с "красивой архитектурой" выросли в 2,3 раза
Об этом рассказал генеральный директор Urban Group Андрей Пучков на круглом столе Жилищное строительство в России: Мировой опыт в российских реалиях, который был организован ИД Коммерсантъ на стенде Минстрой РФ в рамках 18-ой Международной отраслевой выставки коммерческой недвижимости и инвестиций EXPO REAL 2015.
29 июля 2015
 
Презентация финалистов конкурса на набережную Кабан в Казани
Презентация финалистов конкурса на набережную Кабан в Казани
9 архитектурных бюро из России, Китая, Франции, Италии, Испании, Голландии, Великобритании – финалисты первого этапа конкурса на развитие набережных озёр Кабан представили свои проекты улиц, парков, площадей, которые стали двигателями изменений в городских районах и целых городах. В ИТ-парке в Казани прошла публичная защита портфолио команд, попавших в шорт-лист конкурса.
2 марта 2015
 
Итоги Конкурса на концепцию бульвара Динамо
Итоги Конкурса на концепцию бульвара Динамо
Завершился архитектурный конкурс, посвященный разработке концепции бульвара Динамо: 26 февраля на пресс-конференции в Интерфакс были названы имена победителей. Конкурс был объявлен девелопером проекта ВТБ Арена парк в сентябре 2014 года и проведен при партнерстве с Московской архитектурной школой МАРШ.
>> все новости







Храмы нового классицизма
В честь пасхальных праздников публикуем обзор храмов российских архитекторов, работающих в классике. Почему именно они? Церковное зодчество канонично, а они разбираются в каноне и развивают его. Перед вами постройка Михаила Белова, проекты Максима Атаянца, Ильи Уткина и Михаила Филиппова. Текст Лара Копылова

Как найти образ храма нашего времени? Как преодолеть 80 лет отсутствия храмового строительства? Не секрет, что церкви, построенные в постсоветское время, сколь необходимы для людей, столь и невыразительны в художественном отношении. Храмов, особенно в спальных районах, не хватает. В такой ситуации до эстетики просто руки не доходят. В основном строятся слабые копии. И все же это лучше, чем ничего. Главный памятник 1990-х –  восстановленный Храм Христа Спасителя. Сколько бы ни критиковали реплику постройки Тона (и сам прототип) за неидеальные пропорции, но семиотическую функцию храм выполнил. Был он когда-то визуальным знаком города, потом была дырка на месте символа, а теперь – опять символ.  

Щусев его нашел. Похожий вопрос стоял перед архитекторами начала ХХ века, и они на него ответили. К тому времени храмовое зодчество, если верить искусствоведам, находилось в некотором упадке. Так вот, архитекторы модерна вновь создали образ храма, взяв его из древнерусской иконы, художественная высота которой как раз была осознана незадолго до этого. Щусевские храмы Марфо-Мариинской обители или Поленова – это «древняя» неправильность, рукотворность, и легкая стилизация форм в духе модерна. Что же сегодня предлагают архитекторы, которые имеют осознанную эстетическую программу и хорошо разбираются в каноне? 

Заказчики и канон. Архитекторы ищут: кто в деревянной шатровой архитектуре, кто в ранневизантийских образах, кто скрещении крестово-купольной системы с Палладио, кто - в идеальных круглых храмах. Развивать канон не просто. Заказчики этого не приветствуют. Часто они консервативны, боятся даже опробованных исторических образов, например классических храмов-ротонд (тем более, невозможно даже представить православный храм в стиле модернизма). Причем, светские заказчики культовой архитектуры, как ни странно, еще консервативнее церковных.
 
Михаил Белов в чем-то последовал пути Щусева: выбрал для постройки поэтичный образ из живописи. Церковь Св. Сергия Радонежского в поселке «Монолит» - обобщенный вариант храма из «Московского дворика» Поленова.
 
Михаил Белов. Церковь Св. Сергия Радонежского в поселке "Монолит".
 
Только колокольня стилизована не под XVI, а под XVIII век. Церковь уместно расположена: она стоит у пруда – то есть имеет зеркало для живописного отражения, к ней ведет главная улица поселка, ее силуэт просматривается со всех остальных улиц.
 
Церковь в поселке "Монолит". Вид со стороны поселка.
 
Другое дело, что «Московский дворик» возник уже как второй вариант. Сначала архитектор спроектировал круглый храм, напоминающий постройки Казакова XVIII века (а те, в свою очередь, восходят к идеальным храмам Ренессанса). Но для заказчиков этот, более изысканный, образ непривычен (таких храмов в Москве мало). Золотое пятиглавие понятнее, и остановились на нем. Синий купол колокольни со звездочками получился трогательный (луковичное завершение есть у Ивана Великого, но - золотое, а синее – редкость). Колокольня высотой 40 м видна аж с Новорижского шоссе. Внутреннее пространство – куб с большими окнами в двух ярусах и центральным световым барабаном (остальные купола глухие). В цокольном этаже находятся трапезная и, под алтарем, квартира священника с окнами на озеро. Образ храма в целом убедителен. Детали – иногда вызывают вопросы. Проемы колокольни кажутся крупноватыми.
 
Максим Атаянц пошел другим путем. Архитектор убежден, что "между языческой по своей сути ордерной системой и восточно-христианской архитектурой существует непримиримое противоречие. Восточно-христианская архитектура не переносит классицизмов, сразу уходя в католицизм, – это видно по Казанскому собору Воронихина. Единственный период, когда противоречия не было, это IV-V век на территории Римской империи. Позднеримская и ранневизантийская архитектура". Он спроектировал собор на въезде в Петербург со стороны Сестрорецка. Прототип – сирийский храм 476 г., где подвизался Симеон Столпник.
 
Максим Атаянц. Собор в Петербурге.
 
«Там удивительное подкупольное пространство – так называемая деревянная шатровая кровля. Восьмигранная часть на арках будет воспроизведена», - говорит Максим. С заказчиками Атаянцу повезло. Большую помощь в согласованиях оказал игумен Александр (Федоров), настоятель церкви Академии Художеств и кандидат архитектуры. Непосредственный заказчик храма - о. Александр (Ткаченко). Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир храм утвердил. Сирийский прототип - это прекрасно, но как, к примеру, воспроизвести в наше время красоту кладки? Атаянц готов решить эту проблему. Предполагается, что кладка будет из плинфообразного кирпича длиной 60 см, который специально закажут на кирпичном заводе. Карнизы – каменные и золото на главах.
Проект монастыря в Екатеринбурге осваивает заброшенную территорию в 15 га. Которая приведена в ужасное состояние, так как здесь находились артиллерийский склад, военный госпиталь и краеведческий музей. Собор Шарлеманя а ля Стасов будет реконструирован. Идея Атаянца состоит в том, чтобы разделить собственно монастырскую территорию и приходскую, доступную всем жителям города, но сохранить идею ансамбля. Это сделано с помощью материалов: общегородские сооружения выполнят в белой штукатурке, как и собор, а монастырские – в красном кирпиче, подобно сохранившимся кирпичным постройкам 1880-х. Объединит же территории длинная полупрозрачная колоннада-улица.
 
Максим Атаянц. Проект реконструкции женского монастыря в Екатеринбурге.
 
Илья Уткин сделал несколько проектов культовой архитектуры. Самый значительный из них – Зачатьевский монастырь. Речь идет о возведении главного Рождественского собора, разрушенного после революции. На его месте в советское время была школа, разобранная при восстановлении монастыря в 1990-х. При археологических раскопках были обнаружены остатки фундаментов двух храмов, рубежа XVI-XVII и XVIII-XIX веков, а также территория митрополичьего монастыря XIV века. Над ними планируется возвести саркофаг и устроить внутри музей с отдельным входом для публики. Наверху же будет построен собственно Рождественский собор, богослужебный и эстетический центр, необходимый монастырю. Илья Уткин предпочел не восстанавливать неоготический дореволюционный храм, а спроектировать церковь в стиле XVIII века в объемах, которые существовали исторически. Храм, как часто бывало в то время, пятиглавый, как бы из более ранней эпохи, но с наивным, как и положено в XVIII веке, ордером: колонны верхнего яруса выше, чем нижнего.
 
Илья Уткин. Проект Рождественского собора Зачатьевского монастыря.
 
В портфолио Уткина есть также проект Собора Новомучеников российских в Бутово (место расстрела жертв сталинского террора) и проект резиденции патриарха в Валаамском монастыре.
 
Илья Уткин. Проект собора Новомучеников российских в Бутово.
 
В первом случае прообраз – нечто величественное вроде Храма Гроба Господня с огромным куполом и полным света внутренним пространством, во втором – все в пределах скромной стилистики деревянной архитектуры, как светской, так и церковной.
 
Илья Уткин. Проект резиденции патриарха в Валаамском монастыре.
 
Михаил Филиппов также имеет несколько нереализованных проектов. Он тяготеет к самым гармоничным периодам - отечественному и западному: к двум Андреям, Рублеву и Палладио. Храм на Мичуринском проспекте – раннемосковская архитектура эпохи Рублева с ренессансными арками, как всегда у Филиппова, скомпонованными согласно современной динамике.
 
Михаил Филиппов. Проект храма на Мичуринском проспекте. 
 
В храме Университетского городка в Тверской области архитектор задумал скрестить базилику Палладио с отечественной крестово-купольной системой. Мысль эта пришла ему в голову 30 ноября 2008 года, в день 500-летия Палладио. Радостно, что пиковые точки искусства Ренессанса и Древней Руси спустя пол тысячелетия имеют шанс воссоединиться в этом проекте.
 
 
Михаил Филиппов. Проект храма университетского городка в Тверской области.
 
Церковный комплекс в Электрогорске с храмом Всех Святых, в земле российской просиявших, задуман как никогда не существовавший исторический центр города. «Эта болотистая местность в 20-е годы стала, как у Платонова, «родиной электричества». В результате центр города – это мрачный комплекс электростанции из силикатного кирпича с 50-метровыми трубами и бетонными заборами и батарея истрепанных пятиэтажек», - говорит архитектор. В проекте ансамбля соединятся архитектурные образы всех эпох, в которые просияли Святые российской земли. К небольшому раннемосковскому храму эпохи преподобного Сергия пристроен пятиглавый храм в духе провинциального классицизма. Площадь образована зданиями школы и церковными постройками, в фасадах которых узнаются екатерининский и александровский классицизм, нарышкинское и петровское барокко.  Идея исторического города с постройками разного времени неоднократно воплощалась в постройках Филиппова.
 
 
Михаил Филиппов. Проект храмового комплекса в Электрогорске.
 
Архитекторы и догматы. Есть интересный вопрос, на который хочется получить ответ. Православные и старые католические храмы, обильно украшенные снаружи и внутри, даже если они наивные с точки зрения вкуса, всегда рождают ощущение Царства Божия здесь, на Земле, – что от храма и требуется. Образ рая, Небесного Иерусалима. В модернистских храмах, согласно протестантской доктрине, внешняя форма не важна. Свет в них - почти единственное выразительное средство, зато он дает переживание Божественного Присутствия (Свет – одно из имен Христа). Исторически в христианской архитектуре было и то, и другое. В византийских церквях, свет, льющийся из-под купола, искрился и умножался в золоте мозаик. В готике он окрашивался, проходя через цветные стекла, и вся конструкция соборов стремилась к тому, чтобы площадь витражей – а значит, и количество света – была как можно больше. Соединялись и свет, и высокая степень украшенности. И Присутствие и Царствие Божие. Но потом случилось разделение. И теперь так: в модернистских храмах важнее свет. Исчезнет луч, «проложенный» Алваро Сизой между алтарем и входом в церкви Санта Мария (Марко де Канавезес), и от архитектуры останется ангар.
 
 
 
Не будет потока, которым Петер Цумтор осветил обожженные бревна в капелле Брата Клауса, и получится сарай, а не рай (конечно, это преувеличение. И Сиза и Цумтор являются тончайшими мастерами модернистской архитектуры, работающими на стыке с традицией, почему им и удаются храмы. Конечно, кроме света в их произведениях много других достоинств, но всё же без него - никуда).
 
 
И наоборот. В православных храмах нельзя убрать ни купола, ни шатра, ни маковки без ущерба для смысла. А вот освещение внутри как-то не принципиально. Все равно сияние иконостаса и свечей компенсирует возможный недостаток естественного света. Выразительность внутреннего пространства зависит не столько от архитектора, сколько от иконописцев и живописцев.
Почему так? Потому ли, что протестанты акцент переносят с Воскресения на личное общение с Богом, которое происходит где угодно, хоть в сарае, а для православных и католиков - важнее радость Царства Божьего, которое в полноте переживается именно в церкви? Но эта грубая схема не учитывает католических модернистских храмов, явившихся плодом модернизации и возводимых с 1950-х по наше время включительно.
 
Канон потихоньку развивается. Как бы там ни было, надо, вероятно, стремиться к соединению, существовавшему в архитектуре древней церкви. Относительно ее сакральной и эстетической ценности все согласны. Если судить по проектам российских классицистов, то канон потихоньку развивается. Намечается четыре тенденции: 1) интерес к круглому храму – это тема благодатная, к тому же «недоигранная» в русской архитектуре; 2) движение в сторону света (большепролетный купол с палладианскими окнами в питерском проекте Атаянца и грандиозный купол в уткинском Храме Новомучеников могут создать захватывающие световые эффекты, подобные византийским); 3) историчность в широком смысле (соединение собора Зачатьевского монастыря с цивилизованным музеем, разновременность исторического города, осуществленная в филипповском центре в Электрогорке); 4) прививка палладианской гармонии к крестово-купольной системе. Какая из четырех тенденций станет определяющей, увидим.
 
Май 2009
 

 


обсуждайте и добавляйте:
  

Warning: htmlspecialchars(): charset `0' not supported, assuming utf-8 in /home/u463877/www.ec-a.ru/www/ch/add.php on line 15
Пользователь: Дата: 20.11.2023 11:05
  • Уважаемая Лара! \\\"Церковь Св. Сергия Радонежского в поселке «Монолит» - обобщенный ариант храма из «Московского дворика» Поленова.\\\" Не могли бы вы пояснить свою мысль?

 Ваш логин*:   Ваш пароль: 
* в качестве логина используйте адрес электронной почты
добавить комментарий





Отправить в ЖЖ

Закладки:

другие статьи рубрики:
 
Найден способ избавиться от спальных районов. Новые города Андре Дюани и Элизабет Плате-Зиберк. // январь 2010
Маршальский жест. Дом М.Филиппова. // январь 2010
Храмы нового классицизма // январь 2010
Никита Токарев. Не про архитектуру. // январь 2010
Земляника на берегах Темзы. // январь 2010
Античный ипподром под Химками. // январь 2010
Классика: правила выживания // январь 2010
Меня нашли в капусте. Проект гаража в спальном районе // январь 2010
Тренд наш насущный. Кафе LPQ и Ecolounge // январь 2010
Этот зеленый-зеленый мир: Экобилд-2010 // январь 2010
Базилика Чипперфильда. Конкурс на проект театра оперы и балета в Перми. // январь 2010
В честь Андрея. Храм преп. Андрея Рублева. // январь 2010
Медиа-деревня в Сочи 2014 // январь 2010
Инноград в Сколково. Полуфинал // январь 2010
Конкурс на храм в Париже // январь 2010
Итальянские мотивы итальянского квартала // январь 2010
Классические города как образ креативного класса // январь 2010
Объявлены победители конкурса на разработку концепции Парка Физкультуры и Спорта «Динамо» // январь 2010
Мама, я варвар? 13-я Стамбульская арт-биеннале // январь 2010
Gold medal for architecture // январь 2010
Конкурс Русский характер // январь 2010
Пушкинская велоночь // январь 2010
Москва-река. Конкурс // январь 2010
Москва - глобальный город. Интервью с Григорием Ревзиным // январь 2010
Рецепт великих улиц от Аллана Джейкобса // январь 2010
Николай Малинин: «Я в детстве болел стилем модерн» // январь 2010
Объявлен победитель озёрного конкурса в Казани // январь 2010
Московский урбанистический форум // январь 2010
ДЫХАНИЕ Филиппа Старка // январь 2010
Шествие людей-пароходов состоялось в память о Маяковском // январь 2010
Приметы городов // январь 2010
Премия Приметы городов // январь 2010
Квартирный воспрос в Норвегии. Репортаж // декабрь 2009
Ёлки зеленые // декабрь 2009
Бедность и красота. // сентябрь 2009
Зеленый индекс // сентябрь 2009
День Дании // июнь 2009
EXIT? // июнь 2009
Москва. Будущее. Одичание // июнь 2009
Завод имени Александра Бродского // июнь 2009
Следующие! АРХ Москва 2009 // май 2009
Особенности национального бизнеса. Интерьер офиса Владимира Кузьмина и Артема Слизунова. // апрель 2009
Эка-город. Фестиваль в Каргополе. // февраль 2009
 
 
главная страницарусский

Ec-a.ru

Журнал про экологию и архитектуру
 
архитектура и общество green building яблоко раздора интервью загородный дом экотехнологии город детали
  о журнале
экосайты
форум
реклама, контакты
архив
карта сайта
новости



  >> архив статей  
 
 

  Использование информации с сайта возможно только в формате внешней ссылки на материал, размещенный на сайте www.ec-a.ru. Максимальный объем материала, который может быть размещен на другом интернет-ресурсе: название, дайджест (summary), одна картинка и активная ссылка на страницу текста. Размещение полной статьи возможно по согласованию с главным редактором.
дизайн — Семён Расторгуев