Эко-урбанизм в дизайне
|
Горшок Sky. Патрик Моррис для Moaroom
|
Кактус как часть механизма для очистителя воздуха, цветы, растущие сверху вниз, травяные столики – эти гибриды природы и техники стали новым трендом в дизайне, как показала выставка Maison & Objet 2010 года в Париже. Так ли уж экологичны эти предметы, разбиралась Анжелина Вин. |
Анжелина Вин // 5 марта 2010 |
Эра милосердия в отношении природы, а значит, и человека, кажется, наконец, наступила в нашем урбанистическом мире. Горожане всеми способами стараются включить в свою жизнь растительность. Она никогда не была в центре внимания архитекторов. Скверы и бульвары создавались и исчезали, ими жертвовали при строительстве дорог, зданий, новых кварталов. Вспомним хотя бы Садовое кольцо в Москве - ведь когда-то это было кольцо настоящих садов. Только большие парки остаются заповедными зонами, но для большинства обитателей метрополии они редко доступны. Отнюдь не всегда у жителей новостроек есть за окном дерево. А если и есть, то оно не свое, и поэтому хочется зеленого сада в квартире, даже если она небольшая и нет возможности выделить пространство под оранжерею. Именно желание постоянного и непосредственного контакта с живой природой, интегрированной в городской интерьер, стало причиной появления нового тренда в предметном дизайне – эко-урбанизма или «вегетативного» (растительного) дизайна. Ведь «зеленые предметы» в доме никто не отнимет и не уничтожит.
Дизайнер и аналитик трендов Франсуа Бернар.
Дизайнеры креативно отнеслись к этой потребности и создали не просто цветочные горшки, но неординарные предметы интерьера – гибриды с живыми растениями. Более простые варианты среди них – мебель и аксессуары для дома, представляющие собой эко-элементы. Они очищают воздух и улучшают психологическую атмосферу в доме. Сложные же модели – целые самодостаточные экосистемы. В своей инсталляции Hybrid на выставке Maison & Objet 2010 в Париже дизайнер и аналитик трендов Франсуа Бернар (François Bernard) объединил самых интересных представителей урбанистической флоры. «Сейчас мы можем позволить растениям завоевать наши городские территории, потому что мы способны организовывать их, направлять и стимулировать их рост, придавать им самые неожиданные формы. Теперь и сама природа стала элементом цивилизации», - объясняет дизайнер. Однако, есть в этой идее контроля на природой что-то неэкологическое.
С помощью инновационных технологий растительность моделируется всевозможными способами и интегрируется в разные предметы. Так, дизайнер Жан-Жак Убер (Jean-Jacques Hubert) – студия H2O architectes создал каскад зелени на специально изготовленных металлических зеркальных полках Miroir En Herbe (производитель Compagnie).
Pat Green, Энрико Аццимонти, Progettishop
Наблюдать рост цветов, зелени для изысканной кухни или просто зеленеющей травки можно сквозь стеклянную столешницу журнального столика Pat Green от дизайнера Энрико Аццимонти, производитель Progettishop. Со столешницы рекомендуется все убирать, чтобы растения получали достаточно света.
Подносы Sculptures-Jeux
Чтобы укроп с петрушкой были всегда под рукой, французская компания Sculptures-Jeux разработала проект многосоставных подносов, которые укомплектовываются грунтом и семенами трав, специй и салата.
Горшки Hydro Herb, Rosti Mepal
Голландская компания Rosti Mepal также представила новую коллекцию горшков Hydro Herb для выращивания базилика, тимьяна, мяты и проч. Сосуды состоят из 2-х частей, в нижнюю часть наливается вода и по трубкам, соединенным с грунтом верхней части, растения потребляют столько влаги, сколько необходимо, таким образом, решается проблема правильного полива. Резервуар необходимо наполнять водой 1-2 раза в неделю. Японцы из компании Nousaku выпустили коллекцию декоративных ежиков и барашков с травой вместо иголок и шерсти.
Sky, Патрик Моррис, Moaroom
Новозеландский дизайнер Патрик Моррис (Patrick Morris), который работает для французского бренда Moaroom, предложил выращивать орхидеи или пальмы, укроп или петрушку в подвешенных вверх тормашками горшках Sky. Эти керамические сосуды состоят из двух сообщающихся частей. Нижняя часть закрыта пропускающей воздух мембраной, благодаря которой из горшка не высыпается грунт. Верхняя часть – питательная среда, которую надо наполнять водой только 2 раза в месяц.
Стол Table Relief 45. Патрик Надо.
Экспериментатор Патрик Надо (Patrick Nadeau) совместно с садоводами, биологами и инженерами разработал коллекцию предметов Nature Individuelle («Индивидуальная природа»). Его стол Table Relief 45 имеет 6 круглых столешниц, зелень может произрастать на них традиционным способом, или если перевернуть столешницы, она прекрасно растет сверху вниз.Таким образом, от горшков и столов дизайнеры пришли к идее создавать эко-системы для интерьера, балкона и сада. По мнению Алексиса Трикуара (Alexis Tricoire), не составляет сложности вырастить зеленые стены и потолки Vine with epiphytes («Лианы с эпифитами»). Для них он разработал специальную ирригационную систему и использовал для проекта вторсырье. Дизайнер также придумал лампу Babylon, в прозрачном шарообразном плафоне которой расположен мини-сад. Растения выступают фильтром для света, который способствует их росту. Коллекцию декоративных светильников новозеландца Дэвида Трабриджа (David Trubridge) с растениями представила в этом году и компания Moaroom. Цветы находятся в огромных плафонах из тонких деревянных планок.
Очиститель воздуха Andrea, Матьё Леаннёр.
Матьё Леаннёр (Mathieu Lehanneur) – один из восходящих звезд французского дизайна – разработал уникальный очиститель воздуха для дома - Andrea. Совместно с Дэвидом Эдвардсом (David Edwards) из Гарвардского университета Матьё использовал результаты исследований NASA о вредных токсических веществах, которые испаряются и оседают в одежде космонавтов. Дизайнеры и ученые провели свои исследования домашней среды и обнаружили, что огромное количество вредных веществ выделяют все без исключения предметы интерьера после нескольких лет эксплуатации, и не только пластиковые, но и деревянные. Фильтр для воздуха Andrea состоит из стеклянного колпака с отверстиями, через которые поступает загрязненный воздух, мотора, обеспечивающего постоянное возвращение уже очищенного воздуха в комнату, емкости с грунтом, выдвижного контейнера для воды и живого растения. Для очистителя используются только растения, которые являются активными абсорбентами токсичных веществ: спатифиллум, гербера, филодендрон, патия, алое вера, хлорофитум хохлатый, драцена. Матьё Леаннёр придумал также эко-систему Local River, включающую большой аквариум и стеклянные емкости с цветами, установленные таким образом, чтобы абсорбировать нитраты и другие вещества, возникающие в воде в процессе жизнедеятельности рыб.
Прим. редакции. В целом, все эти предметы, несмотря на их забавность, производят странное впечатление. Гибриды природы и техники, они наводят на мысль, что человек продолжает заниматься тем, чем занимался (удачно ли?) пять веков подряд – попыткой подчинить природу, взять ее под контроль, вместо того, чтобы возделывать ее подобно Райскому саду. Даже лексика Франсуа Бернара характерна: «завоевать», «организовывать», «направлять», «природа – элемент цивилизации». Трава растет сверху вниз, пренебрегая естественными законами, растения заключают в механизм, заставляя очищать воздух. Хорошо ли это? Может быть, лучше было бы просто кактус в горшке поставить? В то же время, висячие сады или зеленые стены из растений неизменно вызывают наше восхищение. Где эта грань между искусством возделывания и подчинением?
|