Николай Малинин: «Я в детстве болел стилем модерн»
|
Николай Малинин. Фото Н.Тоскина.
|
Книга известного архкритика Николая Малинина «Метрополь. Московская легенда» приурочена к 110-летию знаменитого отеля в стиле модерн. О неожиданных находках в процессе написания драматичной истории здания автор рассказал Ларе Копыловой. |
|
Как возникла идея книги?
Я в детстве болел, как и все, стилем модерн. Но у многих эта любовь со временем прошла. У меня она тоже прошла, но оказалось, что в ней сохранилось зерно. И когда новый владелец гостиницы Александр Клячин решил, что в связи со 110-летним юбилеем «Метрополя» ему нужна книжка, то я был найден и призван к работе, от которой не смог отказаться. Не могу сказать, что это было мое любимое здание. По сравнению с особняком Рябушинского или Ярославским вокзалом мне всегда казалось, что «Метрополь» - это не вполне модерн. Но тем интереснее было понять, почему. Он строился, менял заказчиков, горел, случилась масса трагических событий. И он хранит воспоминания обо всех этих пертурбациях. Было интересно в них разобраться, хотя до конца и не удалось. Потому что часть документов сгорела в пожаре 1901 года, точнее была, вероятно, намеренно сожжена, потому что были вскрыты всякие злоупотребления и хищения. Так архив, связанный с деятельностью первого автора «Метрополя» Кекушева, был утрачен, а архив, связанный со вторым автором Валькотом, был сожжен им самим в Лондоне в 1943 году. К сожалению, не все удалось выяснить. Стопроцентно ответить на вопросы, что здесь делал Кекушев, а что - Валькот, невозможно.
Книжка ориентирована на архитекторов или на широкий круг читателей?
Все что я пишу, не имеет четкую аудиторию, оно для всех. Книга написана понятным языком. Ее прочтет легко и с удовольствием любой читатель. Ее структура, с одной стороны, хронологическая. С другой стороны, она разбита на разделы: архитектура, искусство, жизнь. Можно брать отдельную тему и изучать. Есть отдельный раздел, посвященный Театральной площади, которая была самой петербургской в Москве. Некоторое время она была обстроена фасадами с колоннадами. Потом от петербургского образа остался только Малый театр. «Метрополь» окончательно уничтожил «петербургскость», но в то же время его нижний ярус по масштабу точно соответствует Малому театру, потому что здесь сохранилась основа прежней постройки.
Я меньше занимаюсь постояльцами Метрополя, потому что оттого, что человек там останавливался, гостиница не меняется. Я больше интересовался историей создания, ну а если апеллировал к жильцам, то к тем, кто оставил какие-то яркие свидетельства. В основном, они связаны с революционным временем. Тогда в Метрополе находился Второй Дом советов, и было много брутальных историй, которые здесь лучше не приводить. Новая власть, которая туда поселилась, была озлоблена на здание, потому что его пришлось захватывать, освобождать от засевших юнкеров. Ненависть вылилась в уничтожение эстетики. Но потом было все восстановлено и законсервировано. Тот отель, который мы в советское время знали, был более или менее аутентичен. Он оставался в советской Москве самым «заграничным» зданием. Я никогда не думал, что в Метрополь вообще можно зайти. Зато теперь я его знаю вдоль и поперек. Это такой дом-город, по которому можно долго ходить и заблудиться.
Где можно купить книжку?
Везде. В сетевых книжных супермаркетах типа «Дома книги», а также во всевозможных маленьких магазинах. У нас список из 200 точек.
В.Валькот. Бродвей.
Самый интересный факт, который ты узнал?
Во-первых, хочу сказать, что я не первый исследователь «Метрополя». До меня им занимались С. Романюк, М. Нащокина и В. Чекмарев. Романюк был первый исследователь, он написал статью в 1980-м. Жаль он не дожил до выхода книги, но видел ее в рукописи. А Чекмарев писал об отеле во время реставрации. Они щедро поделились своими архивными материалами. Там много всего, в том числе колоритные газетные заметки, которые я цитирую в книге. Я аккумулировал работу предшественников, выступил как журналист, который всех нашел, все выпросил. Что же касается моих собственных находок, мне попались в одной лондонской галерее рисунки Валькота. И у меня там есть разворот, где на одной стороне – «Метрополь», на другой – Нью-Йорк 1930-х. Сюжеты разные, но рука Валькота видна. Он, когда уехал из России, перестал быть архитектором и стал рисовальщиком. Это, конечно, не Филиппов, но замечательная профессиональная графика, здания переданы грамотно и в то же время художественно, импрессионистически. Оба рисунка закуплены владельцем «Метрополя» для возможного будущего музея.
В.Валькот. Конкурсный проект гостиницы "Метрополь".
|