Деревянный век
|
Экспозиция выставки. Фото предоставлено агентством \"Правила общения\"
|
В Государственном музее архитектуры им. А.В. Щусева проходит выставка «Уилл Прайс. Параллели. Деревянная архитектура вчера, сегодня и везде». Организаторы – премия АРХИWOOD, компания HONKA, курорт “Пирогово”, куратор – Николай Малинин. Посетив ее, Лара Копылова решила, что XXI век назовут деревянным. |
Лара Копылова // 1 марта 2011 |
В нетопленном, но неизменно эстетически заводящем флигеле «Руина» выставлены фото Уилла Прайса, архитектора, снявшего деревянную архитектуру от XI до XXI веков и выпустившего про нее книгу.
Уилл Прайс. Фото Н. Тоскина
К каждой старой постройке куратор Николай Малинин подобрал современную - российскую или зарубежную. Объединяет каждую пару какая-то идея или прием, например «фахверк», «вентиляция», «спираль», «свет», «проем». Но главное во всех постройках то, что они деревянные. Это подчеркнуто стильной печатью фотографий на фанере (идея Антона Кочуркина).
Николай Малинин. Фото Н. Тоскина
Забавно то, что дерево совершенно уравнивает вещи известных архитекторов, таких как Ренцо Пьяно, Тадао Андо, Тотан Кузембаев, Александр Бродский с постройками безымянных мастеров - с какими-нибудь японскими дворцами или норвежскими храмами XI-XII веков, которые настолько необычайны, что стоит посмотреть. В этом уравнивании есть большой смысл. Не звезды сегодня правят миром. Но об этом позже.
Фахверк. Слева направо: Жилой дом, Амьен, Франция, XV век, фото: Уилл Прайс.
Жилой дом, Франция, 2004, арх. Эрик Пасе, фото Eric Pace.
Задача фотографа, куратора и организаторов – разобраться в том, что такое деревянная архитектура, чего в ней хорошего и что с ней дальше делать. После лекции, состоявшейся в гольф-клубе курорта «Пирогово» Уилл Прайс объяснил, почему он так полюбил деревянную архитектуру, что даже сменил профессию архитектора на фотографа: «Я родом из английской деревни, в которой в 1990-х производили археологические раскопки и установили, что там был деревянный храм бронзового века. Это навело меня на мысль, что вся вообще каменная архитектура выросла из деревянной: индийские храмы, Греческий Парфенон, храм Василия Блаженного. И я стал ее изучать». Прайс нашел как нетривиальные частные дома, так и раритеты. Например коровник американской секты шейкеров. Снаружи похож на круглый мавзолей, а внутри все организовано сверхфункционально - так, чтобы один работник мог покормить все стадо. Или сарай тамплиеров, он же амбар и мельница – чем не гибкая функция XXI века. Или дом купца в Страсбурге с ленточными окнами, предвосхищающими XX век. И все это выразительная деревянная архитектура, которая давно нашла свои приемы, но продолжает их повторять по принципу Экклесиаста «Что было - уже есть, и чему быть - уже было».
Резной декор. Жилой дом из деревни Рышево, Музей деревянного зодчества «Витославицы», Новгород, Россия, 1882, фото: Уилл Прайс.
Общественный центр Villa Hoogvliet, Хоогвлит, Голландия, Архитекторы: FAT (Fashion Architecture Taste), 2009, Фото: Rob Parrish
Чем это для нас всех важно? Россия переживает бум деревянного строительства. На всех уровнях. Кризис сделал более доступной землю и строительство на ней. Сошло на нет считавшееся социально престижным в 90-х строительство частных домов из кирпича. Люди поняли, что дерево – это более красиво, модно, экономично, уместно.
Поэтому тема выставки – сколь вневременная, столь и своевременная. Кончилось десятилетие экономического бума и звездной архитектуры – построенной по принципу шоу, затратной, рассчитанной на экономическую отдачу и ее не получившей. Кончилось столетие массового строительства из бетона – материала самого энергоемкого и самого не полезного для здоровья. Наступило столетие экологической тревоги. К середине 21 века у нас не будет 25 процентов леса и его обитателей, к концу века кончатся нефть и газ. Пора шевелиться. И вот оказывается, что единственный быстро возобновляемый строительный материал – это дерево. Как верно заметил архитектор Белоусов, автор замечательных деревянных домов, развивающий их производство в России, главный спец в этом вопросе, «чтобы возобновить глину или камень, нужны миллионы лет, для дерева достаточно 90 лет».
Лемех. Покровская церковь, Кижи, Россия, 1764, Фото: Уилл Прайс.
Мотель, Московская обл., Лисья нора, Архитектор: Светлана Головина («X.Y.Z.»), 2007, Фото: Алексей Народицкий
Выставка предъявила нам парадокс. Диапазон деревянной архитектуры простирается от дорогих частных домов до очень дешевых многоэтажных панельных (9-этажный дом в Лондоне см. скоро в eca.ru). Дерево может почти все, а в комбинации с металлом - вообще все. Мало того, что оно – возобновляемый ресурс, оно быстро возобновляемо. В отличие от бетона и кирпича оно не энергоемкое в производстве. Оно, как всем известно, держит тепло, то есть не энергоемкое в эксплуатации. Деревянные дома полностью утилизируются, «растворяются в природе, как сахар» без вреда для нее. Они полезны для здоровья обитателей, что могут проверить на своей шкуре аллергики. Наконец, вспомним ботанику: дерево съедает за свою жизнь много СО2 – того самого вещества, из-за роста которого природный баланс на планете продолжает нарушаться. Парадокс в том, что если начать строить из дерева, лесов станет меньше.
Но парадокс разрешим. Существуют системы разумного использования леса, сертификации типа FSC, которые гарантируют, что деревья срубают только там, где можно, а не в реликтовых заповедных лесах, что срубленные деревья компенсируются новыми посадками и т.д. Так что, по всей видимости, нас ждет столетие деревянной архитектуры – скромной и экологичной, но с безграничными возможностями.
Историк Владимир Паперный (чьи фото также представлены на выставке) и архитектор Николай Лызлов. Фото Н.Тоскина.
Выставка продлится до 22 марта 2011 года.
|