Этот зеленый-зеленый мир: Ecobuild-2010
|
Экобилд – самая крупная в мире выставка, посвященная экологическому строительству и архитектуре – прошла в марте в Лондоне. За пять лет существования количество ее посетителей выросло от 950 до 50 000 человек. Осознан экологический потенциал традиционной архитектуры: этом году в дебатах впервые участвовал архитектор-классицист Квинлан Терри. Репортаж и интервью с Терри Евгении Харитоновой. |
Евгения Харитонова // 15 марта 2010 |
Едва переступив порог выставочного комплекса Earl’s Court в день открытия Ecobuild-2010, я устремилась к Театру Аткинса, где вот-вот должна была начаться конференция по копенгагенскому саммиту (Copenhagen Climate Change Conference, декабрь 2009) и его последствиям для Великой Британии. Чутье не подвело, тема интересовала многих – в зале не было свободных мест, люди стояли и сидели в проходах. Из четырех спикеров трое - представители конкурирующих политических партий, так или иначе связанные с вопросами изменения климата. Четвертый – исполнительный директор британского Гринпис, Джон Совен (интервью с ним читайте на www.ec-a.ru).
Сначала лейбористка-государственный министр, Джоан Руддок, позитивно и не очень внятно – как и положено политику у власти - отчиталась о мерах, принимаемых правительством. К 2020 году нужно привести в более “устойчивое” состояние 7 млн. существующих частных домов (из 26 млн., остальные – к 2050, а все новые дома должны строиться как sustainable изначально), на что выделено по 6500 фунтов на единицу – почти единственное, что прозвучало конкретно. На этом гладкая часть закончилась и началась демократия.
Теневые министры тут же объяснили аудитории, что приоритеты у правительства неправильные, и задач своих оно не выполняет. Глава Гринписа уточнил, в чем именно: целью по возобновляемому теплу (renewable heat target) было 20% - на данный момент это 1%, по возобновляемой энергии (renewable energy target) – 30-35%, сейчас имеется 5%. А проектом по удержанию и хранению СО2 (carbon capture and storage project) вообще не занимаются. В отличие от Китая.
Из зала посыпались идеи – убрать налог на добавленную стоимость со всего, что касается ретрофиттинга (экологичного обновления жилья), обновить не 7 млн домов по чуть-чуть (на 6500 фунтов не разбежишься), а меньшее количество, но существенно. Школьница из зала рассказала, что их настойчиво призывают ре-сайклить и экономить энергию, а в школьных окнах при этом – огромные дыры. Как так? (Госминистр тут же взяла название школы “на карандаш”). Кто-то посетовал, что в континентальной Европе – Франции, Германии, Скандинавии – все уже намного круче, пока британские власти все ставят себе задачи, и закончил криком души: “Ну почему политики не могут стать реальнее? Займитесь же наконец делом, господа!” Реплика заслужила овацию.
Так все-таки тори или снова лейбористы? - подумала я (в Великобритании скоро парламентские выборы) и направилась осматривать стенды и искать эко-открытия. Очень быстро удалось узнать, что бамбук – это трава с характеристиками дерева, растет супер-быстро, и поэтому никакая древесина по возобновляемости с ней сравниться не может. На стенде компании Knauf Insulation – причудливые многослойные макеты с лампочками и пояснениями. Производитель уверяет, что их “зеленая” минеральная вата – мягкая и не чешется, не в пример традиционной стекловате. Потрогала. Убедилась. Она, кстати, натурального коричневого оттенка - разумеется, ее не отбеливали и не красили, - не пахнет и не производит пыли, пожароустойчива, изолирует звук и тепло, да еще и улучшает качество воздуха в помещении. Термопластиковые крыши, на которых растет трава, целый “район” разнокалиберных солнечных батарей, совмещенных с системами отопления и горячей воды, хай-эндовые акустические панели – в центральной части выставки все экологично, технологично и дорого. Здесь же расположился Cityscape Cube – впечатляющая 8-метровая конструкция из “живых стен”, на каждой грани которого использованы различные “зеленые” во всех отношениях технологии.
Эти экологические “сливки” часто создают у людей превратное впечатление. Якобы, вся эта “устойчивость” – очередной маркетинговый ход. Недоступный большинству хай-энд бросается в глаза, как витрины дорогих магазинов любого города. Но стоит свернуть с главной улицы – как тут тебе и Green Shoots, крохотные стендики небольших компаний, и бетонные стены, утепленные пенопластом (по цене за квадратный метр на 10-30% дешевле традиционных кирпичных, однако у них высший А+ рейтинг Green Guide), и Павильон Биоразнообразия, и даже 5 (!) театров. Шутка. Последние, несмотря на название, – специализированные каждый на своем павильоны для презентаций и семинаров.
"Большие архитектурные дебаты". Спикер - архитектор Квинлан Терри. Интервью см. ниже.
Если серьезно, на Экобилде этого года есть все: дорогое, среднее, дешевое, вовлекающее мега-технологии, и простое, как швабра, но не менее “зеленое”, более 1000 компаний-участников и 600 спикеров в различных дебатах, конференциях и семинарах. Теперь это целый компактный мир, населенный помимо эко-энтузиастов и “нормальными” людьми – относительно консервативным большинством, и фриками, и политиками. “All sorts of people”, как говорят англичане: и среди посетителей, и с микрофонами на сцене.
Такая сценка. Подхожу к Арене (главная дискуссионная площадка) и издалека слышу чрезвычайно позитивный уверенный женский голос. Думаю: «О, нет, политики на сегодня хватит». Заглядываю из любопытства: в одном из трех спикерских кресел на сцене, между двух строгих джентльменов в костюмах, сидит по-турецки, с коленками возле ушей, по виду девочка-подросток, в толстовке с капюшоном и скинни-джинсах, и громко, внятно и без пауз, говорит об ответственности перед окружающей средой. Читаю программку: Тамсин Омонд, эко-активист, член Climate Rush, организатор нескольких крупных акций протестов.
Дискуссия "Зеленое - красиво". Спикер - архитектор Уилл Олсоп.
“Большие Архитектурные Дебаты”, “Как избежать отключений электроэнергии в UK”, “Невыносимая избыточность вещей”, “Зеленое – красиво”, “Наука и технология: в ожидании спасательной лодки”, “Когда политики становятся “зелеными”, я вижу красный”, - вокруг Арены в эти дни было интересно. Одна женщина из зала процитировала элегантную мысль: “You better sell people the climate heaven, rather than climate hell”, продавайте людям рай, “зеленую” мечту, а не страшилки о климате. Мне думается, пригодится и то, и другое. До кого-то долго доходит, а некоторые любят погорячее.
Интервью с архитектором Квинланом Терри
Во время Больших Дебатов Вы в основном говорили о традиционной архитектуре в контексте “устойчивости”. Но есть еще вопросы эстетики и человеческих предпочтений. Невозможно заставить людей полюбить классическую архитектуру, но, может быть, можно развивать к ней вкус? Что, на Ваш взгляд, должно быть сделано, могло бы быть сделано в этом смысле?
Да, думаю невозможно заставить людей верить во что бы то ни было или делать что-либо, это правда. Но, думаю, проблема с архитектурой в другом: это сама архитектурная профессия. С той самой минуты, как вы приходите в нее, вам начинают внушать идеи модернизма. Вам не дадут строить здания из кирпича, камня или крыть их шифером – потому что так делали ваши отцы. Вы не вводите новшества! У них есть эта идея-фикс, о том что все должны вводить новшества. И мы тогда построим будущее, которое будет выглядеть совершенно инновационно и не будет ничем напоминать то, с чем мы выросли. Мне не кажется, что обычные люди думают подобным образом. Определенно, когда все мы пришли в архитектурную школу, нам казалось, нам нравились георгианские здания, кто-то из нас в них жил, но как только мы начали учиться, с первого же дня нам сказали – забудьте все, что вы когда-либо знали об архитектуре и слушайте нас. Это процесс промывания мозгов. И я действительно думаю, что люди в целом, широкая публика - любят традиционные здания. Скажем, русские клиенты – они хотят классические здания. У них уже есть всевозможный архитектурный мусор, от которого они хотели бы избавиться. Людям просто надоело жить в чем-то, что протекает, – не обязательно протекает, но где им не нравится, где это пытка, куда не хочется приходить домой! Поэтому я считаю, что худшие люди в этом смысле – архитекторы. Нужно избавиться от архитектурной профессии как таковой. Ведь в недалеком прошлом такой профессии не было, вы бы просто пошли работать строителем. Вся философия была в том, что может сделать кузнец, что может плотник – и научиться это делать. Не было никакой необходимости идти в архитектурную школу, не было такого академического предмета! Все делалось, собственно, на строительной площадке. Но теперь существуют все эти архитектурные институции, и они все загипнотизированы своими навязчивыми идеями. Я не нанимаю архитекторов, за исключением моего сына, - они профнепригодны. У меня большой офис – 15 человек, но все они – местные парни (Терри трудится в деревне под Лондоном - прим. ред.), которые работали со строителями, которые понимают основы этого дела. На этой базе можно построить и другие знания и навыки, в дальнейшем. В свое время люди увидят, почему Палладио строил так, а не иначе. Он понимал классицизм очень хорошо.
Пессимизм или оптимизм на ближайшее будущее?
И то, и другое, на самом деле. У меня все еще много работы, это значит, что есть люди, которые в это верят, и готовы за это платить. Но в целом – все, что сейчас возводится, стало слишком модернистским. Я сделал очень немного общественных зданий, в основном приходится делать дома для богатых людей, а намного приятнее было бы делать большие общественные проекты. Несколько я все-таки сделал, не много, потому что это сейчас не модно, и общая политическая линия такова, что это, скорее, движение назад.
|