Золотая медаль за архитектуру
|
Горки город в Сочи. Мастерская М.Филиппова. Арх. М.Филиппов, А.Филиппов.
|
В 1984 г. Михаил Филиппов выиграл международный конкурс журналов A+U и JA «Стиль 2001 года», одновременно провозгласив в своем проекте манифест классической архитектуры. Спустя 30 лет можно сказать, что он реализовал этот манифест, построив Горки-город в Сочи. Кроме того Филиппов создал «Римский дом», «Итальянский квартал» и жилой комплекс «Маршал» в Москве - всего 750 000 кв. м в классическом стиле. Как в 1984 году это была победа русской архитектуры на международной арене, так и сегодня Горки-город, можно сказать, главный успех Олимпиады. |
Лара Копылова // 23 февраля 2014 |
Л.К.: Буквально за три года в Красной Поляне, горном кластере Сочи, вырос классический город, горнолыжный курорт (официальное название Горки-город). Ты проектировал часть на высоте 540 м, Максим Атаянц – часть на отметке 960 м, которая еще не завершена. В спроектированной тобою части сейчас находится медиа-деревня Олимпиады в Сочи, от которой пришли в восторг архитектурные критики, журналисты и публика. Если бы на Олимпиаде давали медали за архитектуру, ты получил бы золотую. Как возникла идея?
М.Ф.: Еще в 1998 году я сделал концепцию развития города Сочи с реконструкцией Морского вокзала Каро Алабяна – произведения сталинской неоклассики. Показал ее на Венецианской биеннале 2000 года. При подготовке к Олимпиаде-2014 заказчики Горки-города, прежде чем обратиться ко мне, в течение года изучали опыт всех зимних Олимпиад. Их волновало, что после соревнований олимпийские деревни оказываются невостребованными. Поэтому, отвергнув французский и английский проекты, похожие на то, что обычно строится, заказчики приняли мою концепцию исторического города. Когда я делал доклад на собрании, где присутствовали председатель правления Сбербанка Герман Греф и губернатор Краснодарского края Александр Ткачев, я рассказал о важном историческом моменте в развитии Сочи – концепции 1931 года. Сочи был задуман тогда как всесоюзная здравница, коммунистический рай. Идею осуществил выдающийся неоклассик Серебряного века Иван Жолтовский, ставший главным архитектором города. Благодаря ему в 1930-1950-х годах в Сочи были построены ныне существующие римские и палладианские виллы удивительного художественного качества, включая его собственное здание уполномоченного ВЦИК. В результате Греф посоветовал губернатору взять Филиппова в качестве «нового Жолтовского». Тогда же я попытался провести идею, что лицом России может быть только красота, а не другие достижения.
Горки-город в Сочи.
Л.К.: Кстати, так в результате и получилось. В спорте у нас золото в фигурном катании – а это тот же балет, то есть красота. Реальные достижения Олимпиады, о которых все говорят, – это фигурное катание, феерическая церемония открытия и архитектура Горки-города.
М.Ф.: Причем, обрати внимание, какая красота – серьезная, классическая, устойчивая. По сути, та же, которой мы прославились 100 лет назад с русскими балетными сезонами, поставленными Сергеем Дягилевым в Париже.
Л.К.: Но ведь на церемонии открытия мы увидели и красоту образов русского авангарда. Разве не так?
М.Ф.: Так ведь русский авангард – это конец эпохи журнала «Мир искусства», инициировавшего возрождение неоклассики начала ХХ века. Большинство деятелей русского авангарда были причастны мирискуснической культуре, атмосфере панэстетизма, имели классическую академическую выучку. Авангардисты Веснины сначала рисовали неоклассические проекты, Мельников одно время учился у Жолтовского.
Горки-город в Сочи.
Л.К.: Теперь неприятный вопрос. Когда проект рассматривался на градостроительном совете в 2010 году, президент Союза архитекторов Андрей Боков сказал, что он безупречен в профессиональном отношении, но реализовать за 3 года его невозможно, зная «как у нас строят». Так получилось, что архитекторам Горки-города не позволили вести авторский надзор за строительством. В результате качество строительства, мягко говоря, не идеальное, и не все авторские указания соблюдались. Вопрос такой: должна ли классика быть построена из качественных натуральных материалов с высоким качеством строительства или возможны компромиссы?
М.Ф.: Да, строили наглые халтурщики, но даже им не удалось испортить город. Дело не в материалах, не в качестве строительства, а в эстетическом напряжении самого решения. Человечество сохраняло памятники архитектуры и восстанавливало утраченные во время войны здания и ансамбли по одному критерию – красота. Красота, например, спасла памятники архитектуры во время снесения храмов после революции 1917 года в России. Красота спасла центры исторических городов Европы.
Я всегда считал, что эстетика вытянет материал. Так и вышло. Здания в Горки-городе построены из современных материалов, по современным нормам энергоэффективности и сейсмоустойчивости (Сочи – сейсмически опасная зона). Главное – масштаб исторической застройки, изобретательность и живость пластики, классический принцип «не-свешиваемости». Эту мысль я всегда развивал и рад, что концепция вытянула все огрехи строительства.
Горки-город в Сочи.
Л.К.: Только что вернувшиеся из Сочи очевидцы делятся впечатлениями от Горки-города. Главное из них – визуальный комфорт, ощущение градостроительного уюта, единой авторской руки. Второе впечатление – разнообразие, множество архитектурных «событий», праздник для глаз. Расскажи немного о концепции.
М.Ф.: Основной прием – создать дома в стиле города, а не просто в классике, создать иллюзию города, выросшего на руинах римского амфитеатра. Таковы приморские города Италии, Испании, площадь Республики в Риме. Я рисовал много акварелей с видами этих городов, поэтому понимаю, как достичь эстетического эффекта. Тем же способом я делал «Римский дом», «Итальянский квартал» и жилой комплекс «Маршал» в Москве. Это облегчает проблему строительства. В основной застройке Венеции немного подлинных шедевров, как, впрочем, и во всех знаменитых старых городах, кроме Петербурга.
Горки-город в Сочи.
Л.К.: Вернемся к градостроительному совету. На нем я представляла как эксперт экологическое заключение по Горки-городу. Один из объектов даже собирались сертифицировать по авторитетной международной системе BREEAM. Насколько удалось эти планы реализовать?
М.Ф.: В основном, удалось: у нас есть пешеходные зоны, смешанное использование, которое позволяет городу быть самодостаточным, не умерев после Олимпиады. В Горки-городе созданы жилье, офисы, гостиницы, торговля, вся инфраструктура для горнолыжного спорта и эко-туризма. С самого начала я спроектировал культурные сооружения: во второй очереди должны быть построены Музей, Олимпийский парк и храм. Важнейший пункт с точки зрения экологии - долговечность архитектуры. Поскольку снос здания как наиболее энергоемкая процедура наносит природе колоссальный вред (при нем происходит огромный выброс СО2), важным оказывается стиль и художественные качества построенного. Чем они убедительнее, тем меньше шансов, что их снесут через 50 лет. Международные экологические сертификаты учитывают, насколько архитектура соответствует местным традициям. В Сочи местной традицией (вернакуляром) является неоклассика 1930-1950х. Эту традицию я и продолжил. О красоте мы уже говорили.
По мнению архитектурного критика Григория Ревзина, после Олимпиады некоторые стадионы придется разобрать, так как их эксплуатация - дороже, чем прибыль от них. Жилье, построенное в прибрежном кластере, вероятно, прослужит столько, сколько у нас обычно служат дома, то есть 50-60 лет. И только у Горки-города есть шанс прожить дольше и стать единственным памятником, который останется от Олимпиады.
P.S.: Среди объектов Олимпиады в Сочи по BREEAM сертифицируются около десяти, среди них здание в Горки-городе. Процесс сертификации пока не завершен. Всего в России имеют сертификат BREEAM два здания в Москве и одно в Сочи.
Римский дом в Москве.
Итальянский квартал в Москве.
Жилой комплекс "Маршал" с жильем для военнослужащих.
|