Мы - они
 
     
  Что такое экодом?
Как выбрать экологически безопасные строительные и отделочные материалы?
Задать вопрос эксперту.
 
     


 
Первый городской фестиваль ПОЭЗИЯ УЛИЦ. Флейта водосточных труб и другие фантазии Маяковского
Первый городской фестиваль ПОЭЗИЯ УЛИЦ. Флейта водосточных труб и другие фантазии Маяковского
Всегда актуальные идеи великого мечтателя и поэта Владимира Маяковского представят горожанам. 16 апреля ГОРОД НАБЕРЕЖНЫХ выведет искусство на улицы. В память о Маяковском, искусство выйдет на улицы и площади, ворвется во дворы, прозвучит с балконов и крыш. В день памяти великого поэта зазвучит флейта водосточных труб.
21 ноября 2015
 
Конференция Совета европейского урбанизма (CEU). Берлин, 27-29 ноября
Конференция Совета европейского урбанизма (CEU). Берлин, 27-29 ноября
Тема конференции: Определяя новую урбанистическую повестку в связи с изменениями климата. Мероприятие приурочено к COP21, Климатической конференции Париже, организованной ООН, которая пройдет в декабре, и к конференции по экологическому жилью Habitat III, которая состоится в 2016 году.
2 октября 2015
 
За кризисный год продажи в проектах с
За кризисный год продажи в проектах с "красивой архитектурой" выросли в 2,3 раза
Об этом рассказал генеральный директор Urban Group Андрей Пучков на круглом столе Жилищное строительство в России: Мировой опыт в российских реалиях, который был организован ИД Коммерсантъ на стенде Минстрой РФ в рамках 18-ой Международной отраслевой выставки коммерческой недвижимости и инвестиций EXPO REAL 2015.
29 июля 2015
 
Презентация финалистов конкурса на набережную Кабан в Казани
Презентация финалистов конкурса на набережную Кабан в Казани
9 архитектурных бюро из России, Китая, Франции, Италии, Испании, Голландии, Великобритании – финалисты первого этапа конкурса на развитие набережных озёр Кабан представили свои проекты улиц, парков, площадей, которые стали двигателями изменений в городских районах и целых городах. В ИТ-парке в Казани прошла публичная защита портфолио команд, попавших в шорт-лист конкурса.
2 марта 2015
 
Итоги Конкурса на концепцию бульвара Динамо
Итоги Конкурса на концепцию бульвара Динамо
Завершился архитектурный конкурс, посвященный разработке концепции бульвара Динамо: 26 февраля на пресс-конференции в Интерфакс были названы имена победителей. Конкурс был объявлен девелопером проекта ВТБ Арена парк в сентябре 2014 года и проведен при партнерстве с Московской архитектурной школой МАРШ.
>> все новости








Мы - они

Историк и дизайнер Владимир Паперный ответил на вопросы журнала "ЭКА" о московской архитектуре и экологии, о лучших зданиях постсоветского периода, о стебе и ксенофобии российских архитекторов. Интервью Лара Копылова
 
Владимир Паперный, автор нашумевшей книги о сталинской архитектуре "Культура-2", вышедшей в 1985 г. в США, в 1996 г. – в России и недавно изданной на английском языке в Cambridge University press. В настоящее время глава собственной студии графического дизайна Vladimir Paperny &Associates в Лос-Анджелесе.
 
ЭКА: Что для Вас образ Москвы?
В.П.
Для меня Москва – это нагромождение обломков амбициозных проектов, ни один из которых не был (к счастью) доведен до конца. Кто-то из советских писателей 1960-х сказал: "Наша культура развивается короткими перебежками под обстрелом врага". Москва – это пространственное воплощение этого процесса.
ЭКА: Какие значения Вы находите в новой архитектуре Москвы, в частности, в так называемом «московском» стиле? Можно ли провести какие-то параллели с политикой, например с укреплением властной вертикали в период президентства Путина.
В.П.:
Думаю, что нет. Путин больше интересуется Петербургом, Москва досталась Лужкову, вертикаль которого, если верить западной прессе, связана не столько с властью, сколько с коррупцией, и направлена, скорее, под землю — мишки в траншеях, подземный торговый центр, подземные гаражи.
ЭКА: Что добавил образу Москвы деловой район «Москва-Сити» со стеклянными небоскребами? Что означает, с точки зрения семиотика, задуманная там башня Нормана Фостера «Россия» (строительство которой, впрочем, в связи с кризисом приостановлено)?
В.П.:
Архитектурный критик газеты Нью-Йорк Таймс Николай Урусов в статье "Было весело, пока не кончились деньги" сказал, что архитектурный ренессанс последних лет, вместо строительства больниц, школ, инфраструктуры, выражался в создании символов суетных амбиций и в прославлении власти денег. Это был "ядовитый коктейль тщеславия и самообмана". Думаю, что эти слова можно отнести и к "Москва-Сити".
ЭКА: Как развивается модернизм на Западе и в России? Есть ли между ними различия?
В.П.:
В 1920-х годах модернизм развивался синхронно. С начала 1930-х границы были закрыты и связи искусственно оборваны. Когда в 1960-х началась оттепель, молодые архитекторы бросились наверстывать упущенное за 30 лет — стали ходить в гости к Мельникову и читать иностранные архитектурные журналы. Синхронность пропала, потому что на Западе уже началась борьба с модернизмом (книга Venturi "Complexity and Contradiction in Architecture" oпубликована в 1966 году), в то время как в России все еще боролись за модернизм. С начала 1990-х в России начался разгул постмодернизма, к этому времени в Америке постмодернизм был уже мертв. Несмотря на открытые границы и интенсивные контакты, российские архитекторы все еще мыслят в категориях «мы - они» (незабываемые слова Никиты Явейна про Эрика Оуэна Мосса: «мы этих моссов били по голове, и будем бить»). Синхронизация могла бы восстановиться, если бы состоялся массовый "десант" международных архитектурных звезд. К большому облегчению российских архитекторов, кризис сделал это невозможным.
ЭКА: Можете ли Вы назвать три московских здания постсоветского времени, которые можно считать достижением архитектуры?
В.П.: Школа для детей-аутистов Чернихова, вилла «Остоженка» Григоряна, комплекс «Город яхт» Лызлова (все три с большими оговорками).
ЭКА: Как Вы оцениваете московский классицизм (имеются в виду архитекторы, для которых классицизм – кредо, а не конъюнктура)?
В.П.:
Это локальное явление, находящееся в стороне от мирового архитектурного процесса. Несмотря на искренность и одаренность авторов, это все-таки типичная "трусливая архитектура". Эти люди останутся в истории русской (только) архитектуры, примерно как М. С. Лялевич и М. М. Перетяткович.
ЭКА: В Москве есть здания, где исторические детали использованы намеренно иронично. Например, дом «Патриарх» Сергея Ткаченко или Музей А.С. Пушкина Андрея Бокова. Воспринимается ли архитектура Москвы как ироничная?
В.П.:
Она воспринимается как стеб, который отличается от иронии тем, что у говорящего нет точки зрения. Стеб – это позиция человека, который считает, что точку зрения иметь стыдно, и на всякий случай всегда иронически кривит губы. Это наследие брежневской эпохи, когда все еще приходилось говорить не то, что думаешь, но за ухмылку уже не сажали. Худшие примеры – это дома «Патриарх», «Стольник» и «Яйцо Фаберже». Авторы как бы говорят: «Быдло все примет за чистую монету, а мы с ребятами посмеемся».
ЭКА: Сравните экологическое состояние Москвы и других мегаполисов.
В.П.:
Когда знакомые приезжают из Москвы в наш отравленный смогом Лос-Анджелес, их первая реакция: какой чистый воздух! По качеству воздуха Москва близка к Мехико. Шанхай, возможно, хуже, но я там не был.
ЭКА: В Вашей книге «Культура-2» говорилось о центростремительном характере тоталитарной культуры. В последние десятилетия вся страна приехала делать бизнес в Москву плюс колоссальный приток мигрантов из стран СНГ. Население столицы выросло до 16 миллионов, притом, что рождаемость в стране падает, и население в целом сокращается. В тоталитарную эпоху центростремительное движение понятно, но как его объяснить при капитализме?
В.П.:
Российский капитализм так сильно отличается от капитализма протестантских стран, описанного Максом Вебером, что надо бы придумать другое слово.
ЭКА: Художник Валерий Кошляков, говоря о Москве, обвинил власть и бизнесменов в низком качестве современной архитектуры. Проблему он видит в том, что бизнесмены живут на Западе, а здесь только зарабатывают. Как на фронте. Он это выразил в формуле «Россия — черный подвал, в котором деньги лежат». Как Вам кажется, есть ли похожие проблемы в Нью-Йорке или Лондоне?
В.П.:
Думаю, что он прав. Россия — это черный подвал, в котором деньги лежали, но теперь их остается все меньше. Значительная часть денег, которые текли в Россию из трубы, уходила на Запад. Поскольку в России почти нет конкурентоспособного товара на экспорт (кроме сырья, оружия), непонятно, откуда эти деньги опять появятся в этом подвале, если нефть и газ сильно не подорожают. Ничего похожего в Нью-Йорке и Лондоне я не вижу, там другие проблемы.
 
Март, 2009
 
 
 
 

обсуждайте и добавляйте:
  

Warning: htmlspecialchars(): charset `0' not supported, assuming utf-8 in /home/u463877/ec-a.ru/www/ch/add.php on line 15
Пользователь: Дата: 20.02.2010 10:52
  • wvVO7j <a href=\"http://icogcuruykuz.com/\">icogcuruykuz</a>, [url=http://mryregeezggl.com/]mryregeezggl[/url], [link=http://sxawvyjshboo.com/]sxawvyjshboo[/link], http://xmgqoucczslw.com/

  •  Ваш логин*:   Ваш пароль: 
    * в качестве логина используйте адрес электронной почты
    добавить комментарий



    Отправить в ЖЖ

    Закладки:

    другие статьи рубрики:
     
    Код Паундбери. Что думают жители о своей идеальной деревне? // январь 2010
    Академик Купцов: // январь 2010
    Британцы не любят современную архитектуру // январь 2010
    Д.Хмельницкий. От пайки к сдобному пирогу: что такое хорошее жилье? // январь 2010
    Оправдание деревом. Премия АРХИWOOD // январь 2010
    Основы домоводства. Экологическая идея // январь 2010
    Елена Архипова: В Москве я скрываюсь в театрах и монастырях // январь 2010
    Экологическая архитектура. Тенденции и перспективы // январь 2010
    Архитектура между вечностью и рынком // январь 2010
    Деревянный век. // январь 2010
    Цивилизация Третьей Волны. Премия АРХИWOOD // январь 2010
    Город набережных. Максим Атаянц // январь 2010
    Вернер Нуссмюллер: Люди должны жить ближе друг к другу, и им будет теплее. // январь 2010
    Классическая архитектура: выживание и новые перспективы. // январь 2010
    Классика как экология культуры. Выставка 11 классицистов. // январь 2010
    i-да-city! Россия получила приз за Сколково на Венецианской биеннале. // январь 2010
    Этика или эстетика – наш общий интерес? // январь 2010
    NORDICWOOD // январь 2010
    Главный дар природа архитектору // январь 2010
    Золотое сечение 2013 // январь 2010
    С городом на ты. Итоги // январь 2010
    МОСКУЛЬТПРОГ ПРЕДСТАВЛЯЕТ: MAYAKOVSKY VELONOTTE // январь 2010
    Римский дом - дом 20-летия. Интервью с Михаилом Филипповым // январь 2010
    5000 лет архитектуры… и что теперь? 14 Венецианская биеннале // январь 2010
    Журнал Speech. Новая версия // январь 2010
    Россия взяла под козырёк // январь 2010
    Страна плача. По следам Стамбульской биеннале // январь 2010
    Музей Колумбы Цумтора и Итальянский квартал Филиппова // январь 2010
    новые курорты // январь 2010
    Экологические тропы // сентябрь 2009
    Елена Теплицкая: В Москве здания не разговаривают, а вопят благим матом // сентябрь 2009
    Брендинг и устойчивое развитие // сентябрь 2009
    Школа общения // июнь 2009
    Интервью архитектора и фотографа Владимира Орлова // май 2009
    Соцопрос. Идеальный дом для россиян // апрель 2009
    Нами правит дурной вкус. Татьяна Назаренко // март 2009
    Мы - они. Владимир Паперный. // февраль 2009
    Валерий Кошляков. Москва - фронт, Россия - подвал, где деньги лежат // январь 2009
     
     
    главная страницарусскийenglish
    экА.ру
    Журнал про экологию и архитектуру
     
    архитектура и общество green building яблоко раздора интервью загородный дом экотехнологии город детали
      о журнале
    экосайты
    форум
    реклама, контакты
    архив
    карта сайта
    новости



      >> архив статей  
     
     

      Использование информации с сайта возможно только в формате внешней ссылки на материал, размещенный на сайте www.ec-a.ru. Максимальный объем материала, который может быть размещен на другом интернет-ресурсе: название, дайджест (summary), одна картинка и активная ссылка на страницу текста. Размещение полной статьи возможно по согласованию с главным редактором.
    дизайн — Семён Расторгуев