Деконструкция московского Сити
Обсудим квартал Москва-Сити, который возводится на Краснопресненской набережной. Этот грандиозный по всем меркам комплекс небоскребов изменит лицо города. Поэтому инспекция ГАИ – о московском Сити, о небоскребах и о том, что из этого может получиться. Текст Владимир Ганин
Власть рассматривает небоскребы как послание будущим поколениям. Тому есть два подтверждения. Недавно мэр Юрий Лужков заявил, что, несмотря на кризис, район Москва-Сити будет построен. Город выделит на это дополнительные деньги из своего бюджета. Год назад Владимир Путин, отвечая на вопрос, как он относится к возведению в Петербурге 400-метровой башни Газпрома, сказал: «На протяжении жизни прошлых поколений Петербург стал выдающимся центром мировой культуры и архитектуры, но наши поколения почти ничего не сделали. И, конечно, нужен какой-то свежий воздух здесь, нужны какие-то центры, которые бы давали толчок развитию, в том числе, и деловой активности». Судя по всему, в таких архитектурных жестах, как небоскребы власть видит только плюсы. Вопрос: как смогут небоскребы увековечить нашу эпоху? Попробуем произвести их деконструкцию (то есть проинтерпретировать).
Комплекс «Федерация» в процессе строительства
Город – это своего рода текст, который одно поколение передает другому. Здания – это слова, изгибы улиц – предложения, новые технические решения – закручивающаяся интрига. Постройка Сити завершится, и все эти здания окажутся в свободном пользовании у горожан и туристов. И станут они делать примерно то же, что собираемся проделать мы: интерпретировать их, причем без подсказки. Этот инстинкт интерпретации, возможно, подсознательно влечет нас, когда мы отправляемся покормить голубей где-нибудь на старых площадях Европы. Но мы должны сделать это сознательно. На что можно в данном случае опереться?
Известно, что понятиям нашего языка (тем более, архитектурным силуэтам) в нашем сознании соответствуют образные представления. Э.Кассирер называл это «символическими формами». Окружающая реальность, которую «узнают» наши чувства, посредством таких символических форм интерпретируется сознанием, то есть новый образ узнается через какой-либо существующий образ. Что же всплывает в мышлении, когда вглядываешься в проекты и постройки Московского Сити? К ассоциациям тоже стоит прислушаться, поскольку под их покровом совершается работа художественного сознания, а сделанное архитекторами и строителями подвергается суждениям вкуса. Постараемся установить связи с тем или иным явлением нашей жизни.
Проект здания правительства Москвы.
Здание правительства Москвы напоминает или полупрозрачный трансформатор или батарейку, но что-то определенно электрическое.
Комплекс «Город Столиц»
Каждая из башен комплекса «Город Столиц» похожа на воткнутый в землю коленвал.
Проект комплекса «Башня на набережной».
Башня на Набережной – это емкости для нефтепродуктов, увеличенные до огромных размеров.
Проект башни «Евразия».
Здание «»Евразия сходно с сотовым телефоном с выдвижной клавиатурой…Ну, сотовый телефон – это из нынешнего порядка вещей. Он на свой лад, но хотя бы как-то расскажет о потоке информации, который обрушился на всех нас, об открывшихся возможностях интернета и прочих быстро развивающихся коммуникациях. Это происходит именно в наше время. Одна проблема: назвать его архитектурным символом язык не поворачивается. Авторы проектов, если бы захотели, определенно, нашли бы идеи и события, которые куда более значимы для нашего народа. Это и Свобода, и демократические преобразования, и возможности интенсивного развития экономики, и наука и СМИ без удушающей их цензуры. Да много чего случилось. Разве не оно должно войти в «каменную летопись» Москвы? То, что мы видим в Сити, не дотягивает по значимости. Мы не предлагаем водрузить в Москве еще одну статую Свободы (хотя с ней-то всем и все понятно, что она выражает).
Москва-Сити. Общий вид
Идея индустриальной революции, которая прочитывается в большинстве зданий московского Сити, – основной мотив модернизма еще со времен Корбюзье. Надо ли напоминать читателю, что актуальная современная архитектура ушла далеко вперед. Уже столько после этой индустриальной революции случилось потрясений, обновлений, распадов, преобразований. И потом, всегда есть разница в восприятии техники и архитектуры, увлеченной техникой. Замечено, что автомобили никогда не вызывают сомнений в уместности своей формы. Можно спорить о том, лучше дизайн или хуже, но подход не отрицается в принципе. В тот момент, когда все это переносится на архитектуру, когда ее учат подражать технике, а ее исторически выработанный и понятный язык заражают всеми этими техническими иероглифами, смешивая гайки, штыри и болты и прочее, проблемным становится ее существование как искусства. Мы еще продолжаем по инерции ожидать, что архитектура воплотит дух эпохи, оставит сколько-нибудь значимый след в истории. Но этого уже давно не происходит.
Предлагаемые читателю интерпретации (деконструкции) ни на чем не настаивают. Возможно, кто-то разглядит в Москва-Сити совсем иные смыслы. Мы только не согласны с тем, что смысла вообще нет.
Перейдем к главной части комплекса – башне «Россия» (строительство которой, похоже, отменят из-за кризиса). Ее заложил мэр Лужков и освятил митрополит Климент.
Проект башни «Россия»
Проект представлен Форстером в 2006 году. Высота небоскреба 612 метров. Здание, как и другие небоскребы Сити, мало стыкуется со стилистикой «сорока сороков». Когда-то жители гордились своим монастырями, Иваном Великим, башнями Кремля. Теперь – другое время. Теперь – небоскреб. По-другому и быть не может. И особенность этого времени в том, что мы разучились бережно относиться к культуре что Москвы, что Петербурга. Небоскреб «Россия», если он все-таки будет построен, вознесется над городом, будет подавлять и мельчить его, как пестик в ступе толчет соль. Ночью он создаст совершенно незнакомый, ирреальный облик столицы. Интересно, что сталинские архитекторы в своих высотках сумели найти диалог со старым городом, например, в композиции здания МГУ находят связь с традиционным русским пятиглавием.
О безопасности небоскребов, после событий 11 сентября в США или выгоревшей недавно в Пекине башни китайского телевидения (автор Рем Колхас) лучше и не заикаться. По заверению создателей башня «Россия», особое внимание уделялось экологической чистоте и градостроительной роли постройки. Вопрос на поверку крайне спорный – ряд архитекторов и среди них такие крупные, как Квинлан Терри, считают постройки небоскребов катастрофой. Причем, в первую очередь, экологической. Так что рассматривать Сити как культурный и экологический коллапс найдется тоже немало охотников.
Допустим, мы не правы. И здание ничего не говорит. Тогда все проще. В проекте Сити очевидно одно – его коммерческая привлекательность. Сити действительно предоставит в распоряжение властей и инвесторов огромное количество квадратных метров офисов, развлечений и сверхдорого жилья. Строители, видимо, сговорились и, под прикрытием правильных слов о культуре и архитектуре, собирались удивить нас самой высокой башней в мире. Ведь первоначально в проекте Форстера высота башни Россия планировалась в1000 метров. В Википедии указывается не идея этого комплекса, а приводится таблица цифр о сравнении башни Москва с ее конкурентами: Al Buru (1050 метров), Buru Dubai (807 метров). Небоскреб Россия сегодня занимает в ней почетное третье место. Получается, что башня Россия ниже двух башен в ОАЭ, но на два с небольшим метра выше чикагского небоскреба Chicago Spire (609.6 – 4ое место). При чем в гонке на звание самой высокой Вавилонской башни современности два лидера тоже еще только строятся. Что ж?.. Топ-менеджерам, посетителям и просто зевакам комплекс даст возможность как победителям с высоты птичьего полета обозреть великую столицу, а потом пройтись по бутикам, посмотреть кинофильм в развлекательном центре, и поплавать в бассейне. И все это почти под облаками. А для будущего этот центр будет примечателен разве что своей высотой, где мы таки перегнали Америку, хотя чуть-чуть не дотянули до Арабских эмиратов.
Март, 2009
|