Архитектурные починки
|
Архитектор Николай Лызлов построил бревенчатый дом в деревне Починки, по соседству со срубами коллег, в местности, богатой архитектурными памятниками и борисово-мусатовскими пейзажами. Остроумное решение с точки зрения экологии, социологии, экономии и эстетики. Текст Лара Копылова . |
|
Рассматривать дома архитекторов всегда интересно. Заказчикам они строят монументальные виллы — будущие памятники архитектуры. А жилье для себя — гораздо скромнее, зато в нем понятнее базовые ценности. Так, главный модернист ХХ века Ле Корбюзье, который рационализировал жилье, придумав виллы из бетона и приподняв их на столбы, сам жил в маленьком кабаноне-хижине. Этот сруб 3 х 3 м с высотой потолков 2,20 м, (меньше, чем в хрущевках) – образец эргономики: половина мебели в нем складная. А вокруг — Монте-Карло! Так что архитектор ничуть не поступился принципами.
Николай Лызлов, разделяющий принципы Корбюзье и реализующий их в наше время, автор жилого комплекса «Город яхт», здания на Страстном бульваре и многих других интересных построек в Москве, построил себе бревенчатую избу в деревне Починки.
История началась в 1970-х. «Архитектор Виктор Оленев купил недалеко от Починок дом священника около недействующей церкви. Потом мы, его друзья и коллеги, начали селиться в пустующих избах по соседству, а в конце 1990-х построили собственные срубы в Починках». Деревня эта замечательна не столько сама по себе, сколько окружением. «Тверская область — родина Львова».
Недалеко от Починок находится усадьба "Раек", архитектор Николай Львов.
Русский архитектор-палладианец Николай Львов обустроил эту землю вплоть до Валдая, где есть его уникальный круглый храм. Недалеко город Торжок с львовским Борисоглебским собором, величественная усадьба Раек. Вообще Тверская область процветала. Ее архитектура имела столичный лоск. «Прошлая материальная культура сохранилась в церковных погостах, в надгробных камнях». Рядом также находятся деревня Городня, знаменитая храмом XI века и дачей Путина, и Завидово с зоной отдыха дипкорпуса, где охотился еще Брежнев.
Храм в деревне Городня на Волге.
И деревня Федориха с руиной маленькой церкви. «Мы там обнаружили удивительные деревянные капители, которые наложены на кирпичные пилястры».
Деревня Федориха. Храм с деревянными капителями.
Короче, мест для культурных прогулок предостаточно. С другой стороны, неизбежно погружение в реалии русской деревни. Однако местных жителей с каждым годом становится все меньше. «Деревни вымирают. Русская архитектура очень экологична, она растворяется в природе, как сахар в чае. На наших глазах многие избы, дороги и мосты исчезли и поросли лесом. Остаются названия. Свининово — роща, а была когда-то деревня». Впрочем, колорита хватает. Например, в Вышнем Волочке можно увидеть веселые бревенчатые четырехэтажные (!) терема, поставленные местными жителями. Когда исчезают дома, остаются пейзажи. Жителям Починок доступны природные заповедники Валдай и Селигер, волжские просторы. Да и ближние ландшафты, как говорится, дразнят фотографа. У Николая Лызлова есть фотосессия, сделанная во время одной белой ночи. «Мы снимали на длинной выдержке, и получились зелено-лиловые, разбеленные туманом картины — чистый Борисов-Мусатов. Казалось, вот-вот выйдут его дамы в белых одеждах».
Пейзаж в стиле Борисова-Мусатова, отснятый в одну из белых ночей.
После такого разогрева никакой сложной архитектуры уже не требуется. Дом — высокий, с разудалым «портиком» из четырех необструганных бревен («экстраверт», как говорит Николай).
Дом Николая Лызлова с "портиком" из бревен.
С монументальной лестницей, на которой взрослые кажутся детьми. Два сруба дают размер 9 х 12 м. Ставили их тверские строители.
На монументальной лестнице взрослые кажутся детьми.
Выбран традиционный пятистенок, но он разделен не на большую горницу и маленькие сени, а на две одинаковых половины. Одна половина содержит спальни в двух этажах, вторая — двусветную гостиную. Верхний свет попадает в нее из окна антресоли. Тут важное отличие от избы. Второй свет в гостиной — хороший тон в современной архитектуре, какой бы избой она ни была.
Вид на гостиную с антресолей.
Пространство сразу становится интереснее. Окна в доме больше, чем обычные деревенские. Мебель, как и у Корбюзье в Монте-Карло, простая, деревянная, крепко сбитая и многофункциональная. Вместо стульев — лавки. И печка, конечно.
Пейзаж в окне.
Сам факт, что архитекторы ценят избы больше, чем дачные домики, обшитые вагонкой, говорит о многом. Сруб — это «честная», открытая конструкция, видно, как она работает, что для архитектуры — доказательство эстетической полноценности. Во вторых, сруб — это чуть ли не единственная местная строительная традиция, за ней стоит энергия веков. Про экологию нечего и говорить, для здоровья нет ничего лучше. Леса в России уйма, опять же – возобновляемый ресурс. Цена бревенчатого дома — щадящая. Так чего бы нам не строить срубы, господа?
Февраль, 2009
|