Олег Дроздов: «Экологическая архитектура - это все равно, что перестать объедаться и начать заниматься спортом»
 
     
  Что такое экодом?
Как выбрать экологически безопасные строительные и отделочные материалы?
Задать вопрос эксперту.
 
     


 
Первый городской фестиваль ПОЭЗИЯ УЛИЦ. Флейта водосточных труб и другие фантазии Маяковского
Первый городской фестиваль ПОЭЗИЯ УЛИЦ. Флейта водосточных труб и другие фантазии Маяковского
Всегда актуальные идеи великого мечтателя и поэта Владимира Маяковского представят горожанам. 16 апреля ГОРОД НАБЕРЕЖНЫХ выведет искусство на улицы. В память о Маяковском, искусство выйдет на улицы и площади, ворвется во дворы, прозвучит с балконов и крыш. В день памяти великого поэта зазвучит флейта водосточных труб.
21 ноября 2015
 
Конференция Совета европейского урбанизма (CEU). Берлин, 27-29 ноября
Конференция Совета европейского урбанизма (CEU). Берлин, 27-29 ноября
Тема конференции: Определяя новую урбанистическую повестку в связи с изменениями климата. Мероприятие приурочено к COP21, Климатической конференции Париже, организованной ООН, которая пройдет в декабре, и к конференции по экологическому жилью Habitat III, которая состоится в 2016 году.
2 октября 2015
 
За кризисный год продажи в проектах с
За кризисный год продажи в проектах с "красивой архитектурой" выросли в 2,3 раза
Об этом рассказал генеральный директор Urban Group Андрей Пучков на круглом столе Жилищное строительство в России: Мировой опыт в российских реалиях, который был организован ИД Коммерсантъ на стенде Минстрой РФ в рамках 18-ой Международной отраслевой выставки коммерческой недвижимости и инвестиций EXPO REAL 2015.
29 июля 2015
 
Презентация финалистов конкурса на набережную Кабан в Казани
Презентация финалистов конкурса на набережную Кабан в Казани
9 архитектурных бюро из России, Китая, Франции, Италии, Испании, Голландии, Великобритании – финалисты первого этапа конкурса на развитие набережных озёр Кабан представили свои проекты улиц, парков, площадей, которые стали двигателями изменений в городских районах и целых городах. В ИТ-парке в Казани прошла публичная защита портфолио команд, попавших в шорт-лист конкурса.
2 марта 2015
 
Итоги Конкурса на концепцию бульвара Динамо
Итоги Конкурса на концепцию бульвара Динамо
Завершился архитектурный конкурс, посвященный разработке концепции бульвара Динамо: 26 февраля на пресс-конференции в Интерфакс были названы имена победителей. Конкурс был объявлен девелопером проекта ВТБ Арена парк в сентябре 2014 года и проведен при партнерстве с Московской архитектурной школой МАРШ.
>> все новости








Олег Дроздов: «Экологическая архитектура - это все равно, что перестать объедаться и начать заниматься спортом»

Частный дом в Харькове. Арх. Олег Дроздов
 
Архитектор Олег Дроздов относится к тем немногочисленным представителям профессии, для которых архитектура существует в контексте глобальных проблем человечества. Автор «зеленых» построек рассказывает о своем подходе к проектированию, об экологической архитектуре, и почему мир без нее движется к катастрофе.
Татьяна Шовская  //  29 января 2010  

Ваше архитектурное бюро находится в Харькове, но Вы проектируете и для России, читаете лекции в Европе и Америке. Общаясь в архитектурной среде разных стран, Вы ощущаете разницу в подходе к проблемам экологии?

Разница велика. Отношение к экологическим проблемам во многом определяется уровнем исторического развития и ресурсами страны, что в свою очередь формирует культуру.Например, в российской культуре многое идет от ложных представлений о безграничности ее ресурсов. В понимании этих проблем важна самоидентификация в контексте природы. Кто ты? Покоритель, завоеватель? Или один из многих обитателей? Что для тебя природа? Место для шашлыков в уикенд или сложная система, от устойчивости которой зависит благополучие – твое и твоих детей? Для тебя важна лишь короткая перспектива или далекое будущее?

 
 
Жилой дом на 16-й станции Фонтана в Одессе. Расположенный среди малоэтажной застройки, дом понижается террасами в сторону моря. Ветряные установки на крыше полностью обеспечивают здание электроэнергией.
 
 
За пределами наших стран об устойчивости говорит буквально каждый, и, пожалуй, темы важнее на сегодняшний день действительно нет. Общество потребления должно превратиться в общество сохранения ресурсов. Это все равно, что перестать объедаться и начать заниматься спортом. Шаг трудный, но, оказывается, приносит удовольствие. Например, в ближайшее время хорошим тоном станет не менять автомобиль десять лет. И такой тренд будет во всем – в бытовой технике, одежде и так далее, включая архитектуру. Вещи, объекты должны долго использоваться, хорошо чиниться, иметь возможность быть улучшенными. Даже небольшое замедление процесса потребления даст колоссальные дивиденды. Если сравнить устойчивость стран к кризису, то станет очевидным, что именно там, где быт устроен экономично, а бизнес рационально, кризис почувствовали меньше всего.
Например, Копенгаген – город, развивающийся в рамках культуры высочайшего экологического сознания. Жители крайне экономично пользуются водой, на автомобили садятся только, если проехать нужно более 50-ти километров, в остальное время пользуются велосипедами. Или, наоборот, Лос-Анжелес – порождение американской автомобильной культуры, растянувшийся на многие километры и несущий массу внутренних проблем.
 
Какова доля архитектуры в потреблении ресурсов?
Архитектура – оболочка для всех общественных процессов и потому играет здесь далеко не последнюю роль. На нее приходится 40-50 процентов потребляемых ресурсов – если принять во внимание возведение, всю связанную с ним инфраструктуру, дальнейшую эксплуатацию, затем утилизацию. Получается, именно отношение архитектуры к ресурсам играет определяющую роль. И она должна сейчас дать ответ на несколько назревших проблем: изменение климата, здоровье людей, которые в ней обитают и устойчивость бизнеса в контексте событий последних двух лет. Мы должны думать о конкурентоспособности и выживаемости в условиях роста цен на энергоносители как отдельного здания, так и целого города, страны. Вот мотивация, чтобы изменить свой подход.
 
 
 
Дом отдыха с яхт-клубом на Печенежском водохранилище. Харьковская область. Концепция проекта – максимальное сохранение природной среды за счет использования подтопляемых, не занятых лесом территорий для размещения основных архитектурных объектов.
 
Какими именно средствами можно этого добиться?
Существуют традиционные технологии, и понятие устойчивости архитектуры связано, прежде всего, именно с ними. Например, учет ориентации по сторонам света, соотношение открытых и закрытых поверхностей. То есть регулирование поступления и удержание тепла очень простыми, можно сказать, древнейшими архитектурными средствами. Вместо кондиционирования можно использовать такие простые способы, как сквозное проветривание, естественную вентиляцию, каналы, связывающие надземные и подземные части здания, где температура всегда отличается на несколько градусов, за счет чего создается движение и охлаждение воздуха. Разница между температурой земли и воздуха или воды и воздуха дает возможность получения тепла – по принципу обычного бытового холодильника. Энергия ветра, дожди, водопады – люди всегда старались задействовать их силу, а сейчас это актуально как никогда.
 
Неужели такие сложные и даже глобальные проблемы решаются такими понятными способами?
В основе любого тренда лежит, как правило, традиционный подход.
Например, традиционный исландский дом. Это полуземлянка площадью примерно 10 кв. метров – минимум для размещения семьи. Дом имел лишь один фронтон, а остальной периметр засыпался валунами. Главное же, что в условиях достаточно сурового климата для обогрева такого дома было достаточно тепла его обитателей. Исландский дом стал прототипом быстро распространяющегося тренда – это здание, в котором для поддержания постоянной и удобоваримой для нормальной жизни температуры также достаточно лишь тепла его обитателей. Это достигается приточно-вытяжными системами с высокой рекуперацией тепла.
 
Частный дом в Харькове. Вынутая из котлована земля образует искусственный рельеф и становится надежным теплоизолирующим слоем (см. заглавное фото).
 
Расскажите о тех способах, которые использует ваше бюро.
Мы очень детально работаем с солнцем. Исключительно архитектурными способами, без инженерных технологий мы добиваемся того, то наши здания потребляют низкое количество энергии. Есть и другие разработки: недавно мы закончили концепцию офисного квартала на месте бывших водоносных скважин, и расчеты показали, что использование циркуляции этой воды дает достаточно энергии для подогрева и охлаждения комплекса.
Архитектура возникает как реакция на поиск новых способов энергосбережения, например, засыпаем один фасад грунтом, взятым тут же из котлована – грунт не нужно вывозить, и одновременно мы получаем великолепный утеплитель. Нас заботит и процесс возведения сооружений. В Киеве мы делаем проект офисного центра с автомобильным шоу-румом. Основные панели производятся прямо на стройплощадке, что значительно сокращает энергозатраты на строительство.
 
 
 
Деловой центр с автосупермаркетом. Киев. Складчатый фасад шоу-рума обеспечивает защиту от прямых солнечных лучей, в офисной части поток солнечного света регулируется за счет глубины фасада, в атриуме благодаря естественной вентиляции, создается устойчивый микроклимат.
 
Кроме проектов, у Вас есть и готовые объекты, которые отвечают экологическим задачам?
Да, недавно мы построили в Харькове многоквартирный дом, который на 50 процентов состоит из кирпича, взятого от сносимых домов конца девятнадцатого века. Оказалось, что старый кирпич гораздо лучше нового, даже немецкого. Кроме того, возник интересный эффект мимикрии – горожанам кажется, что построенный нами дом всегда стоял на этом месте. Получается, наше здание решило сразу несколько задач – утилизации и поставки стройматериалов, а также вхождения в контекст. И особенно хорошо это работает, если используется традиционный для данного региона материал – новая постройка заключает в себе культурный код, унаследованный от прадедов, город получает реальное наследство.
 
 
 
Жилое здание с офисными и торговыми помещениями. Харьков. Дом построен с использованием старого кирпича, полученного в процессе сноса зданий конца XIX на участке, расположенном неподалеку.
 
Если говорить о строительных материалах, то очень важно, откуда они доставляются. Я считаю варварством вести их из той же Германии, ведь цена увеличивается вдвое, но дело даже не в этом – загазовываются две тысячи километров.
Почему архитектура прошлого выглядит настолько органично? Потому что люди использовали ресурсы, которые находились где-то рядом. Теперь это признак культуры, особого сознания, которое и создает устойчивый бизнес, устойчивую жизнь. Нужно научиться пользоваться теми ресурсами, которые находятся под рукой.
 
Как вы будете двигаться в этом направлении?
Есть идея сделать градостроительное исследование, взяв за основу принцип «утилизация как условие развития». При ограничении новых материалов, мы получаем сохранение масштаба, плотности застройки, ее аутентичности, а значит и реальную культурную преемственность между старым и новым. Такие прагматические упражнения имеют свой идеал – жить в более чистом мире. Именно такая тенденция должна определить будущую культуру – если мы хотим конкурировать и даже выжить.
 
 
Частный дом на берегу моря. Одесская область. Пример этого дома демонстрирует обычный для бюро «Дроздов и партнеры» анализ природных параметров и работу с ними.
 

 


обсуждайте и добавляйте:
  

Warning: htmlspecialchars(): charset `0' not supported, assuming utf-8 in /home/u463877/ec-a.ru/www/ch/add.php on line 15
Пользователь: Дата: 20.02.2010 10:21
  • g2HSiR <a href=\"http://qmkwyhigdyoj.com/\">qmkwyhigdyoj</a>, [url=http://jqkyumbqcurj.com/]jqkyumbqcurj[/url], [link=http://eouflkpzsjhb.com/]eouflkpzsjhb[/link], http://jdsorcwpyhjv.com/

  •  Ваш логин*:   Ваш пароль: 
    * в качестве логина используйте адрес электронной почты
    добавить комментарий



    Отправить в ЖЖ

    Закладки:

    другие статьи рубрики:
     
    Александр Скокан. Современной архитектуре сказать городу нечего. // январь 2010
    Квинлан Терри. Мы, архитекторы - причина экологических проблем. // январь 2010
    Билл Данстер. Загрязнять мир - не секусуально и не модно. // январь 2010
    Павел Казанцев. Зачем нужна экологическая архитектура. // январь 2010
    Саймон Конибер. Плотность Паундбери сравнима с плотностью исторического центра. // январь 2010
    Гай Имз. Строить зеленые здания выгоднее, чем обычные. // январь 2010
    Ричард Колуэл. В Москве нашлись зеленые здания. // январь 2010
    Олег Дроздов: «Экологическая архитектура - это все равно, что перестать объедаться и начать заниматься спортом» // январь 2010
    Пол Кинг: Мы учим правительство, как двигаться вперед // январь 2010
    Сергей Чобан: Идеология sustainability приводит к возрождению традиционной архитетктуры // январь 2010
    Академик Залиханов. Что происходит с экологией в России? // сентябрь 2009
    Николай Полисский: Главное - не обучить, а побудить к действию. // сентябрь 2009
    Сергей Скуратов. Форма любви // июнь 2009
    У Цумтора. Тотан Кузембаев - о поездке на хутор к Питеру Цумтору. // апрель 2009
    Взгляд в будущее. Илья Вознесенский, Семен Расторгуев. // март 2009
    Отрывок из книги Петера Цумтора // март 2009
     
     
    главная страницарусскийenglish
    экА.ру
    Журнал про экологию и архитектуру
     
    архитектура и общество green building яблоко раздора интервью загородный дом экотехнологии город детали
      о журнале
    экосайты
    форум
    реклама, контакты
    архив
    карта сайта
    новости



      >> архив статей  
     
     

      Использование информации с сайта возможно только в формате внешней ссылки на материал, размещенный на сайте www.ec-a.ru. Максимальный объем материала, который может быть размещен на другом интернет-ресурсе: название, дайджест (summary), одна картинка и активная ссылка на страницу текста. Размещение полной статьи возможно по согласованию с главным редактором.
    дизайн — Семён Расторгуев