EXIT?
 
     
  Что такое экодом?
Как выбрать экологически безопасные строительные и отделочные материалы?
Задать вопрос эксперту.
 
     


 
Первый городской фестиваль ПОЭЗИЯ УЛИЦ. Флейта водосточных труб и другие фантазии Маяковского
Первый городской фестиваль ПОЭЗИЯ УЛИЦ. Флейта водосточных труб и другие фантазии Маяковского
Всегда актуальные идеи великого мечтателя и поэта Владимира Маяковского представят горожанам. 16 апреля ГОРОД НАБЕРЕЖНЫХ выведет искусство на улицы. В память о Маяковском, искусство выйдет на улицы и площади, ворвется во дворы, прозвучит с балконов и крыш. В день памяти великого поэта зазвучит флейта водосточных труб.
21 ноября 2022
 
Конференция Совета европейского урбанизма (CEU). Берлин, 27-29 ноября
Конференция Совета европейского урбанизма (CEU). Берлин, 27-29 ноября
Тема конференции: Определяя новую урбанистическую повестку в связи с изменениями климата. Мероприятие приурочено к COP21, Климатической конференции Париже, организованной ООН, которая пройдет в декабре, и к конференции по экологическому жилью Habitat III, которая состоится в 2016 году.
2 октября 2022
 
За кризисный год продажи в проектах с
За кризисный год продажи в проектах с "красивой архитектурой" выросли в 2,3 раза
Об этом рассказал генеральный директор Urban Group Андрей Пучков на круглом столе Жилищное строительство в России: Мировой опыт в российских реалиях, который был организован ИД Коммерсантъ на стенде Минстрой РФ в рамках 18-ой Международной отраслевой выставки коммерческой недвижимости и инвестиций EXPO REAL 2015.
29 июля 2015
 
Презентация финалистов конкурса на набережную Кабан в Казани
Презентация финалистов конкурса на набережную Кабан в Казани
9 архитектурных бюро из России, Китая, Франции, Италии, Испании, Голландии, Великобритании – финалисты первого этапа конкурса на развитие набережных озёр Кабан представили свои проекты улиц, парков, площадей, которые стали двигателями изменений в городских районах и целых городах. В ИТ-парке в Казани прошла публичная защита портфолио команд, попавших в шорт-лист конкурса.
2 марта 2015
 
Итоги Конкурса на концепцию бульвара Динамо
Итоги Конкурса на концепцию бульвара Динамо
Завершился архитектурный конкурс, посвященный разработке концепции бульвара Динамо: 26 февраля на пресс-конференции в Интерфакс были названы имена победителей. Конкурс был объявлен девелопером проекта ВТБ Арена парк в сентябре 2014 года и проведен при партнерстве с Московской архитектурной школой МАРШ.
>> все новости







EXIT?
Тема нынешней Арх Москвы — «NEXT!» В прошлом году Первая московская архитектурная биеннале, совмещенная с Арх Москвой, называлась «КАК ЖИТЬ» без какого-либо знака препинания на конце, что озадачивало. И вот в этом году — оптимистический восклицательный знак! Главной технологией регенерации будущего оказалась любовь. Хотя участники главного события выставки — конкурса «Новые имена» — проектировали будущее для машин. Текст Ольга Орлова .

Рывка в будущее архцех столицы ждал давно. Подтверждение тому история лейблов Арх Москвы последней пятилетки: от знака тупика в 2004 году к X-files, что тоже крестом напоминало «конец перспективы» в 2005-ом, далее — «Звезды» с главенством западных арх-светил в 2006, «Городские пространства» в 2007-ом — это снова дорожный знак «кирпич» — здание ЦДХ на куске плана Крымской набережной. ЦДХ в баталиях минувшего года общественность отстояла. Во вступительном слове в каталоге выставки директор здания Василий Бычков обещал показ технологий регенерации будущего и декларировал «широкий футурологический подход». Получалось, что NEXT — следующие — будет равно EXIT — выход из постулируемого ранее тупика современной российской архитектуры. Обойдя всю экспозицию, заявленной футурологической широты не обнаружила.

 На открытии Арх Москвы Барт Голдхоорн поделился своими футуристическими представлениями. Будущая архитектура — технологична, экологична и устойчива. Как известно: технология, экология, sustainability (устойчивое развитие) — это постулаты западной архндустрии. «Можно следовать технологии, и тогда возникнет модернизм, функционализм, хай-тек, виртуальная архитектура, можно противостоять технологии, и тогда появятся новый брутализм, новый консерватизм, эко-тек», — писал архитектурный критик Григорий Ревзин про развитие архитектуры на Западе. У нас же, отмечал критик, архитектура развивается из диалога с властью. «Можно следовать идеям власти — и тогда возникает конструктивизм, сталинизм, брежневский стиль. Можно ей противостоять — и тогда возникают бумажные проекты Константина Мельникова, Николая Ладовского, Юрия Аввакумова». Возможно, поэтому и Барт Голдхоорн главным персонажем будущего отечественной архсцены назвал «архитектора-коммуникатора», а основным преимуществом нашей архитектуры — ее художественную составляющую. Про эти аспекты в экспозиции Арх Москвы мы писали в статьях «Школа общения» (как учат общаться архмолодежь) и «Форма любви» (апология художественности архитектора 2008 года Сергея Скуратова).
 
В прошлом году от Центра исследования хаоса я предлагала Барту Голдхоорну организовать экспозицию футуристической архитектуры: «КАК ЖИТЬ» с перспективой в 5, 50, 500 лет. Экспозиция состоялась, правда, в виртуальном режиме: http://cih.ru/fx/index.html — в качестве «перпендикулярной» официальной программе биеннале. На февральской пресс-конференции в преддверии Арх Москвы этого года, когда объявлялась тема «NEXT!», я опять спросила у куратора Барта Голдхоорна, будет ли на выставке представлена архитектура будущего, на что автор идеи названия «NEXT!» Владимир Кузьмин ответил, что они надеются на молодежь. Но молодежь тоже отбиралась Бартом Голдхоорном.
 
Стать равным
 
Куратор Барт Голхоорн откомментировал порталу archi.ru шесть любимых работ из 24 представленных в рамках экспозиции «Новые имена». Рассмотрим их. Никита Асадов нарисовал фломастером небоскребы, пародирующие комплексы московской архитектуры: гаражи, мансарды, башенки, подземные паркинги и т.д.
 
 
 
Яна Цебрук и соавторы Ольга Несветайло, Олег Ткачук, Виктор Цебрук из Санкт-Петербурга показали криволинейные люминесцетные формы — они, на взгляд, куратора продолжают идеи современного западного архмейнстрима. Будущее — пролонгированное настоящее? Российское равно западному?
 
 
Но есть и альтернатива: москвич Рустам Керимов выставил комплекс «Патриот». Это красно-сине-белая девятиэтажка — общежитие для военных на 300 квартир в Подмосковье. Минимум бюджета максимум того, что в МАрхИ называют «художественной выразительностью».
 
 
 
 
Следующий проект — «Голландия» — Саши и Ольги Филимоновых из Самары. Квинтэссенция контекста: воплощение центральной идеи самарской школы Сергея Малахова и Евгении Репиной, когда архитектура и дизайн рассматриваются как единое смысловое поле, обернулось емким образом родной куратору голландской ойкумены. Дом здесь равен стране. Как не вспомнить известный голландский принцип: относиться к архитектуре как к локальному занятию по благоустройству территории собственной страны? Треугольная водонапорная башня в основании c жилой комнатой, у которой стены формируются стекающей водой. Для Голландии, где уровень земли ниже уровня океана, такое жилище плоть от плоти пейзажа. Оно экологично не только в традиционных смыслах подражания инвайроменту, энергосбережения, рециркулируемых материалов. Здесь авторы работают с фобиями, провоцируемыми средой, материализуют их и «приручают». Разве можно бояться потопа, если ты в нем живешь? Тем более что крышей служит лодка.
 
 
 
Однако в классификации куратора за экологию отвечает бетонная палатка Евгения Жабреева из Тюмени. Это проект для конкурса «Дом-автоном», прошлом году организованного журналом «Проект Россия» совместно с Норманом Фостером. Автор обыгрывает известный по концептуальному проекту «Меганом» закон инверсии, когда сбиваются и чередуются открытость/закрытость, публичность/приватность, защищенность/уязвимость. С торцов дом прозрачен, боковины, наоборот, — глухие, без единого окна. Растворение в природе, но и укрытие от неё: равенство и независимость.
 
 
 
 
Отмечен куратором был и проект «Взаимодействие» петербуржцев Елены Дешиновой и Дмитрия Гольдберга. Это «архитектура как хэппенинг»: мужчина и женщина в картонных масках с узкими по-разному повернутыми смотровыми щелями-рупорами пытаются понять друг друга. «Понять - это стать равным!» — уверял Марсель Пруст. Любовь неравных делает равными. У молодых авторов хеппенинг заканчивается тем, что мужчина уступает — снимает конструкцию со своей головы, и видоискатели совпадают. Значит ли это, что для того, чтобы понять другого, надо «потерять голову»? И как это соотнести с одним из самых «умных» видов творческой деятельности — архитектурой? Вспомним аксиому авангардиста Константина Мельникова: «Способные любить не могут быть глупыми».
 
 
 
К любовным стратегиям в коммуникации и творческом поиске обратились многие из участников нынешней Арх Москвы: см. методики «театрализованного конфликта» в самарской школе Сергея Малахова и Евгении Репиной и «сценического перформанса» в Мастерской ТАФ Александра Ермолаева (статья «Школа общения») или творческую тактику Сергея Скуратова (статья «Форма любви»), да даже образ кровати, отсылающий к известному тезису «с идеей надо переспать», у Тотана Кузембаева (новость «Когда б вы знали, из какого сора…»). Любовь, как это ни банально звучит, оказалась главной технологией регенерации будущего, представленной на Арх Москве этого года. Главное, чтобы этот EXIT не стал проповедуемым в самарской школе эскейпом — уходом: за границу, из профессии, в себя.
  
Окно в Россию
 
Участникам конкурса «Новые имена» в качестве клаузуры было предложено странное задание — спроектировать гараж на 400 машиномест с какой-либо общественной функцией. Транспортная проблема для Москвы, конечно, главная, но при такой постановке вопроса сдается, что жить в городе в ближайшее время машинам, людей же оттирают на периферию. Кстати, «Периферия» или «Окраина» — одно из возможных названий Московской архитектурной биеннале 2010 года, объединенной с юбилейной, 15-ой по счету Арх Москвой. Тогда, наверно, и поговорят о жизни людей. Может быть, сделают дачу на 500 человек. Как известно, гараж — это тема незавершившегося ничем конкурса, объявленного журналом «Проект Россия» пару лет назад, он следовал за реализованным «Клубом на 300 человек» 2005 года. Поживем — увидим.
 
Пока же наши поздравления победителям конкурса, представившим концептуальные проекты гаражей — «зонтиков», «горок», «архивов», «кратеров»: Наталье Суховой, Федору Дубинникову, Александру Берзингу и Наталье Зайченко. Они получат право организовать экспозицию на Международной биеннале архитектуры в Роттердаме в сентябре этого года. Там же из них будет выбран главный победитель премии «Авангард». Интересная инверсия: голландец Барт Голдхоорн, чей журнал «Проект Россия» - ровесник Арх Москвы, придумал определить главного молодого архитектора России на своей родине в Голландии. С этой страной в нашей истории связано образование мужественной оппозиции Санкт-Петербурга женственной по своей сути Москве.
 
Вернемся к тезису Григория Ревзина, обозначенному в начале статьи, о том, что российская архитектура рождается из диалога с властью. Ситуация 1920-1930-х годов, когда зародился русский авангард, была оптимальна с точки зрения развития архитектуры: тогда при ломке канона художники, согласившись с идеологией новой власти, эстетическую инициативу перехватили полностью на себя. «Сейчас не может быть иной художественной власти, кроме власти меньшинства», — писали в газете 1919 года. Выберут ли в Голландии в сентябре этого года лучшего молодого архитектора России в рамках премии с многообещающим названием «Авангард» - лидера-художника, способного, если не перехватить у власти эстетическую эстафету, то хотя бы вступить с ней в равноправный диалог?
 
 
Июнь 2009 
 

обсуждайте и добавляйте:
  

Пользователь: Дата: 02.04.2010 15:02
 
 
главная страницарусский

Ec-a.ru

Журнал про экологию и архитектуру
 
архитектура и общество green building яблоко раздора интервью загородный дом экотехнологии город детали
  о журнале
экосайты
форум
реклама, контакты
архив
карта сайта
новости



  >> архив статей  
 
  Использование информации с сайта возможно только в формате внешней ссылки на материал, размещенный на сайте www.ec-a.ru. Максимальный объем материала, который может быть размещен на другом интернет-ресурсе: название, дайджест (summary), одна картинка и активная ссылка на страницу текста. Размещение полной статьи возможно по согласованию с главным редактором.
дизайн — Семён Расторгуев