Мама, я варвар? 13-я Стамбульская арт-биеннале
|
Вид на Стамбул из школы, одной из площадок биеннале. Фото Глеб Анфилов
|
Прекрасный и многоликий Стамбул в тринадцатый раз принимал биеннале современного искусства. Не обошлось без проблем! Открытие (14 сентября) проходило на фоне выступлений турецкой оппозиции и разгона демонстрантов слезоточивым газом. В связи с этим куратору биеннале Фулии Эрдемчи пришлось срочно менять свои планы. К сожалению, ей не удалось превратить Стамбул в открытую выставочную площадку, вывести искусство на улицы и проводить мероприятия в режиме public-art. |
Татьяна Анфилова // 15 октября 2013 |
Кроме улиц и площадей экспозиции планировали развернуть в самых неожиданных местах – в супермаркетах, отелях, офисах, школах и даже на вокзалах и почтах. Вместо этого в целях безопасности выставки были собраны в закрытых экспозиционных пространствах. Всего их пять - выставочный зал Antrepo №3(бывший портовый склад), здание школы в Галате, два художественных фонда на проспекте Истикляль и галерея 5533 в торговом комплексе IMC.
Мечети Стамбула от Галатского моста.
Кроме того Фулии Эрдемчи пришлось корректировать и тему биеннале. В результате она назвала ее «Мама, я варвар?», взяв за основу название книги известной турецкой поэтессы Лале Мюльдюр (Lale Müldür) - «Mom, Am I Barbarian?». Если признать, что мир делится на «цивилизованный» и «варварский», то, по мнению кураторов, концепция «варварства» определяется как «абсолютно чужое» по отношению к современному обществу. 88 художников из разных стран отвечали на поставленный вопрос, что есть цивилизация и варварство и какую роль в этом контексте играет искусство.
Тему предлагалось рассматривать широко, от политики до экологии. Тем более, что все это дела насущные. Это и сегодняшние совершенно «варварские» проблемы урбанизации с приватизацией общественных пространств и насильственная джентрификация, когда реконструкция заброшенных городских кварталов проводится без социальной компенсации ее жителям, и проблема эмигрантов в мегаполисах, и социальное напряжение между бедными и богатыми кварталами и, чудовищная городская экология. Эти проблемы актуальны для всех, для стран «цивилизованных» и, мягко говоря, не очень. Особенно для последних. Не случайно, большинство участников нынешней биеннале были из стран Латинской Америки, Северной Африки, с Ближнего Востока и, конечно, из Турции. Как ни странно, русских художников не было ни одного.
Инсталляция Айше Эркмен.
Тема города и власти, стала темой многих проектов на биеннале. Очень символично выступила звезда турецкого арта Айше Эркмен с инсталляцией в виде громадного строительного крана со стенобитным шаром, который периодически ударял в фасад главного павильона Antrepo No.3.
Хорхе Мендес Блейк. Замок. 2007
А при входе в павильон, гостей встречала глухая кирпичная стена «Замок» - работа мексиканца Мендеса Блейка, не сразу можно было заметить, что стена опиралась на крошечную книжку – роман Кафки. Много проектов было посвящено протестной урбанистике. Один из самых сильных - видео-арт турецкой звезды Халиля Алтындере. Он показал клип-рэп «Страна чудес», который исполнили трудные подростки из стамбульского трущобного района Сулукуле. Эти трущобы недавно снесли, жители были выселены, а протест против выселения и сноса перерос в настоящее восстание. Видео получилось жесткое и энергетичное.
Вид Стамбула из окон и террасы старой греческой школы.
А вот латиноамериканцы навели тоску картинами депрессивных городских районов с безликой застройкой. Например, фото-серия художника из Перу Эди Хиросе (Edi Hirose). Он показал жуткие кварталы родного города Лимы с палатками бедняков и странным самодельным жильем в стиле «кто во что горазд». Как всегда, жанр перформанса особо привлекал внимание публики. Пожалуй, самым эффектным был «строительный» перформанс мексиканца Эктора Самора (Hector Zamora). Где бригада рабочих в пустом (двухуровневом) пространстве ловко перебрасывалась глиняными кирпичами. Иногда они падали и разбивались, заполняя зал пылью, грохотом и горами битого кирпича. В динамичном, почти цирковом шоу легко читалась идея непрофессионального и некачественного строительства, которое ведется сплошь и рядом по всему миру, и часто турецкими силами.
Студия Mere Phantoms. Монреаль в тени. 2013.
Позитивный проект на тему города придумала канадская группа Mere Phantoms (Maya Ersant&Jaimie Robson). В основном проект был рассчитан на детей. В интерактивной игре «Come Out and Play» с помощью бумаги, ножниц и клея они творили бумажные домики. А в соседнем зале, уже с помощью чудо-светильников эти домики превращались в таинственный город теней. Авторы назвали его «Монреаль в тени» (Montreal in Shadow).
Карлос Эдуардо Феликс да Коста. Сезоны. 2012/2013.
Самый "экологически чистый" проект предложил молодой бразильский художник Карлос Эдуардо Феликс да Коста (Carlos Eduardo Felix da Costa/CADU). Главный интерес и тема его исследований – человек в агрессивном мире: технологичном или природном. В свой новый проект «Сезоны» он вложил идеи строительства зеленой горной архитектуры, а заодно рассказал свою собственную историю, как он провел около года в горах Рио де Жанейро. С июня 2012 года до марта 2013-го он жил там как настоящий отшельник в маленьком деревянном домике (5м х 2,5 м), который построил сам за 45 дней (архитектурная модель домика была экспонатом выставки) . Кроме труда насущного, он много фотографировал и вел дневник, где фиксировал все сложности и радости своей отшельнической жизни. Автор признался, что, несмотря на все трудности, эксперимент удался. «Это был ценный опыт – экзистенциальный и интеллектуальный, он позволил разрушить границы между искусством и жизнью, но главное – наконец-то встретиться с самим собой». Кто знает, может быть это и есть ответ на вопрос - как не стать «варваром»? Для этого, надо хотя бы на время вырваться из «цивилизации»!
Босфор добавил красоты работе художников. Фрагмент экспозиции главного павильона.
Биеннале продлится до 20 октября (вместо ранее запланированного 20 ноября), вход на все площадки бесплатный.
|